Scratch: «низкий порог», «высокий потолок» и «широкие стены»

Сеймур Пейперт утверждал, что у языка программирования должен быть «низкий порог» (любой способен начать изучать этот язык) и «высокий потолок» (есть возможность со временем создавать сложные проекты). Кроме этого, у языков программирования должны быть «широкие стены» (язык программирования должен поддерживать различные проекты, так чтобы люди с разными интересами могли вовлечься в процесс изучения языка). Не так легко сочетать в себе все три особенности.

Изучение программирования в школе набирает всё большую популярность. На сегодняшний день существует множество онлайн ресурсов и языков программирования, которые помогают школьникам идти в ногу со временем. Предоставлен широкий выбор программ для учителей и всех тех, кто хочет использовать программирование в образовании. Выбор замечательный, но у многих учителей возникает другой вопрос: Что подойдёт моим ученикам больше всего?

Введение программирования в образование это особая тема. Это не просто изучение циклов, переменных, объектов и условного оператора if...then. Обучение с помощью программирования и обучение программированию - часто эти понятия смешивают, и результатом такого смешивания являются потраченные силы и время.

При обучении с помощью программирования – основное внимание уделяется творчеству, процессу разработки и обучению с помощью компьютерного программирования. Проекты вполняются в среде, где можно делиться и обсуждать идеи, проблемы и пути их решения. Сам процесс программирования важен, но на него не направленно основное внимание.

Обучение программированию – это дисциплина в которой человек проявляет свою креативность и создаёт программы. Человек объединяет коды и символы в логическую структуру, чтобы проинструктировать электронное устройство, относительно того, что нужно сделать с ведёнными данными. Структура кода и его эффективность имеют первостепенное значение, равно как и способность программы выполнять вычислительные задачи.

Нельзя сказать, что одно понятие хуже или лучше другого. Они взаимосвязаны и пересекаются друг с другом. Но чему мы в первую очередь уделяем внимание, когда говорим об учениках и программировании?

Когда ученики получают какие-либо знания с помощью программирования, то мы говорим об обучении с помощью программирования. Ученики, которые учатся программировать, стремятся быть знатоками в области программирования (например разбираться в таких понятиях как алгоритм, структура, дизайн).

Если целью является программирование, как средство обучения чему-то, тогда есть и другие факторы, которые необходимо учитывать. Например, соответствует ли ресурс, который используют ученики, основной цели обучения? Именно с этим связано впустую потраченное время. Существует множество образовательных ресурсов для программирования, но мало условий для обучения с помощью программирования. Множество ресурсов для блочного программирования или похожего на Scratch отлично подходят для предоставления дополнительных возможностей. Но чаще всего в них не хватает компонентов, которые делают инструмент подходящим для обучения и развития мышления. Аналогично, существуют среды разработки программного обеспечения, которые специально созданы для быстрой и облегчённой разработки приложений, и обеспечения программиста необходимыми инструментами.

Среда Scratch является сегодня лучшим ресурсом для обучения. Почему? Потому что у неё есть встроенные функции, которые поддерживают креативность, обмен идеями, обсуждения, эксперименты, исследования и улучшение программ. Эта среда изначально была разработана с учётом следующих возможностей.

Возможность играть. Цветные блоки, которые предназначены для написания кода, привлекают детей. Дети играют с ними, как с пазлами Лего: соединяют их между собой, проводят эксперименты и выясняют, каким окажется результат. Блоки сгруппированы в соответствии с их назначением. Например, синие блоки предназначены для перемещения или расположения спрайтов. Оранжевые блоки предназначены для управления переменными функций.

Возможность персонализации проектов. Дети могут сделать свои проекты более интересными и значимыми, используя свои собственные изображения и звуки, если захотят. Они могут загрузить изображения и звуковые файлы в программу. Аудио может также записываться в формате Scratch, если имеется микрофон. Сами изображения можно редактировать в формате Scratch.

Возможность сотрудничества и создания ремиксов. Дети, программирующие в Scratch, образуют сообщество создателей, мастеров, художников, дизайнеров игр и т.д. Проектами можно поделиться с кем угодно, кроме этого, можно создать ремикс вместе с кем-нибудь из сообщества. Доски обсуждений связаны с каждым проектом и с каждой студией.

Наконец, одна из самых простых, но наиболее важных функций Scratch – это инструменты облачного хранилища. Пользователи могут создавать, редактировать и сохранять свою работу в среде Scratch. Благодаря этому ученики могут получать доступ к проектам и работать с ними на любом компьютере, просто войдя в свою учетную запись. Это обеспечивает быстрый и легкий доступ. Кроме того, это означает, что поддерживается долгосрочное обучение, основанное на проектах.

Исследования об обучении с помощью программирования показали, что единичный опыт, связанный с программированием, практически не влияет на мышление учеников и способ решения проблем. Это просто не имеет для них смысла. Когда ученики работают над проектами в Scratch - они очень заинтересованы в том, что делают. Они думают об этом между занятиями, и постоянно участвуют в этом сбалансированном взаимодействии между творчеством (разработка захватывающих идей) и решением проблем (воплощение этих идей в Scratch).

По материалам статьи Jim Cash
наверх