Scratch@MIT 2018: Новое поколение



Выступление Митчелла Резника на конференции Scratch@MIT 2018

Добро пожаловать на конференции «Scratch Conference 2018». Я очень рад, что здесь, в медиа-лаборатории Массачусетского института технологии, собралось столько людей из разных стран. Также очень приятно видеть давних друзей, которые используют и поддерживают Scratch на протяжении стольких лет. В каком-то смысле, наша конференция немного напоминает воссоединение семьи. Это особенно сильно ощущалось вчера, когда люди снова собирались вместе и обнимались друг с другом. В то же время, очень приятно видеть и так много новых лиц, которые только начали свое знакомство со Scratch. Я бы хотел, чтобы они также стали членами семьи Scratch. Я с нетерпением жду предстоящие три дня, на протяжении которых мы будем обмениваться идеями, историями, а также учиться друг у друга.

Вчера на церемонии я почувствовал, что действительно начинается что-то особенное. Лично для меня, это лишь подчеркнуло все разнообразие сообщества Scratch. В конце вечера я проанализировал все свои разговоры и осознал, что моими собеседниками были люди более чем из 25 стран. Я подсчитал. Здесь были люди из всех уголков планеты, начиная от жителей Мексики и заканчивая представителями Бразилии, Чили, Франции, Польши, Италии, Марокко, Нигерии, Кении, Китая, Японии, Кореи. Одним словом, люди приехали отовсюду. Потрясающе, что собралось столько людей. Но дело не только в географическом разнообразии. Во время бесед было приятно осознавать, что люди по всему миру используют Scratch настолько по-разному.

Я разговаривал с учительницей начальных классов школы для девочек в Мексике. Она рассказала мне о том, как ее ученики-второклассники создают интерактивные браслеты, и при помощи Scratch программируют свои Micro:bit на высвечивание сердечек и других паттернов. Я также беседовал с учителем из Австрии, который считает своим долгом поддерживать культуру добросовестности и уважения в классе. Он активно призывает учеников пользоваться онлайн-сообществом Scratch. Он считает, что благодаря Scratch ученики по-настоящему погружаются, а также обретают более глубокое понимание всех его возможностей и важности, а также сложностей, связанных с построением инклюзивного и уважительного сообщества.

Я также пообщался с учительницей из Детройта, вышедшей на пенсию. Она никогда прежде не использовала Scratch на своих уроках. Однако, однажды, после выхода на пенсию, благодаря внучке она познакомилась со Scratch. Они работали над проектами Scratch целый день и переводили их для родственников из Испании и Италии. Она в предвкушении того, что сможет узнать о возможностях профессионального роста, чтобы затем поделиться с коллегами. Так что очевидно, что здесь собрались невероятно разные и экстраординарные люди, и я с нетерпением жду того момента, когда смогу пообщаться с ними в следующие несколько дней.

Когда мы начали планирование данной конференции, я понял, что эта конференция состоится спустя почти ровно 10 лет после нашей самой первой конференции Scratch. Прошлая конференция проходила с 24 по 26 июля 2008 года, 10 лет назад. Конечно, многое изменилось за эти 10 лет. На первой конференции, посвященной Scratch, было около 200 человек. В этом году нас около 600. Нас очень много, но может быть и еще больше! Многим из вас известно, что мы продали все билеты за несколько месяцев раньше срока. На первой конференции Scratch 10 лет назад в сообществе Scratch насчитывалось 150 000 проектов, и тогда мы думали, что это огромная цифра. Сегодня общее количество проектов составляет более 37 млн., и каждый день добавляется около 30 000 новых проектов. Таким образом, каждые 5 дней с нами делятся таким же числом проектов, которое было за весь первый год существования Scratch. Основным акцентом 10 лет назад был сам Scratch. Сегодня здесь представлены различные проекты, созданные на базе Scratch, начиная от ScratchEd и заканчивая ScratchJr. и День Scratch. Вы сможете узнать больше об этих проектах в течение нескольких следующих дней.

Несмотря на весь наш прогресс, а также то, что многое изменилось за 10 лет, я считаю, что многие вещи остались прежними. Некоторые вещи не изменились. Важными и неизменными остаются цели, мотивы и ценности, которые лежат в основе нашей работы над Scratch. Изначально, в Scratch мы видели нечто большее, чем просто язык программирования. Мы воспринимали его как способ, благодаря которому дети во всем мире смогут творчески самореализовываться, а также развивать свое креативное мышление. Мы серьезно подошли к рассмотрению идеи восприятия Scratch как нового вида грамотности, поэтому мы действительно всегда усердно работаем. Мы хотим, чтобы у детей была возможность выразить свои идеи, систематизировать эти идеи и делиться ими с другими точно так же, как во время обучения правописанию. Я считаю, что по мере того, как мы этим занимаемся, мы убеждаемся в том, что наша работа – один из самых важных способов, который дает всем детям необходимые новые возможности. Она предназначена не для ограниченного круга. Это набор возможностей для выражения мыслей, их систематизации, а также обмена идеями, который важен для всех людей, во всех слоях общества, во всем мире. Таким образом, в основе нашей работы лежало стремление, чтобы Scratch был всегда доступен абсолютно всем детям, привлекателен для них, а также расширял их возможности, независимо от того, где они находятся и где они родились. Конечно, Scratch продолжает расти, меняться и распространяться по миру, поэтому оставаться верными своим ценностям и миссии становится не так-то просто. Это одна из сложнейших трудностей, которые нам предстоит преодолеть. Мы должны убедиться в том, что мы остаемся верны своим принципам, что Scratch используется не просто для изучения определенного набора понятий, хотя это не менее важно. Но основная задача – предоставить детям возможность развивать мышление и выражать собственное мнение. И мы знаем, что это нелегко. Просто распространять технологию гораздо легче, нежели распространять идеи и ценности. Мне кажется, что это одна из причин, по которой я так рад, что мы собрались здесь, на конференции Scratch. Благодаря конференции у нас есть возможность объединиться, обменяться идеями и поделиться историями того, как дети создают проекты и делятся ими при помощи Scratch. Мы также можем обменяться стратегиями поддержки их стремлений.

У вас будет много возможностей в течение нескольких следующих дней обменяться идеями. Однако для начала мы дадим вам пару минут, чтобы пообщаться с вашими соседями. Представьтесь друг другу и расскажите, для чего вы используете Scratch, а также поделитесь тем, что вы надеетесь узнать на конференции. Итак, у вас есть 2-3 минуты.

Надеюсь, что все вы смогли пообщаться. На протяжении следующих нескольких дней у вас будет много возможностей продолжить начатые беседы. Как вам уже известно, тема конференции этого года – следующее поколение. Отчасти то, что собрало нас вместе — наш общий внутренний долг поддержать следующее поколение детей, предоставить им возможности представлять, создавать и делиться, чтобы они могли помочь сформировать будущее. Я считаю, что, если мы действительно хотим получить представление о том, как дети используют Scratch для творчества и обмена мыслями, лучше всего услышать это от самих детей, услышать их истории и их голос.

Итак, я бы хотел поделиться тремя историями трех скретчеров, трех членов сообщества Scratch.

Первая история – история скретчера под логином CoolJewels. Мы впервые узнали о CoolJewels, когда она откликнулась на объявление в сообществе Scratch, которое разместила Натали Раск. Мы просили скретчеров рассказать, почему они пользуются Scratch, а также разместить в сообществе свои проекты на эту тему. И сотни детей поделились своими проектами с историями о том, как они начали пользоваться Scratch. Выпускник нашей группы Шрути Дхаривал собрал из этих историй прекрасную книгу под названием «Почему скретчеры скретчат». Я расскажу историю, которую Шрути включил в «Почему скретчеры скретчат».

Это проект, которым CoolJewels поделилась в сообществе, и я покажу вам несколько скриншотов из книги. Здесь CoolJewels рассказывает о том, почему она «скретчит». Итак:

«Почему же я «скретчу»? Благодаря Scratch я могу выражать свои мысли и делиться с другими своим творчеством, идеями, вдохновением и искусством. Здесь можно создавать все, что угодно, начиная с искусства и заканчивая играми, но и это не предел. Возможности безграничны! Все сообщество потрясающе, здесь можно завести много друзей. Здесь все такие добрые, креативные и понимающие. Честно говоря, я никогда не думала о том, что мне может нравиться программировать, пока я не познакомилась со Scratch. Это была любовь с первого взгляда».

CoolJewels – тот самый представитель юного поколения, которых мы стремились привлечь, когда создали Scratch. Когда я читал историю CoolJewels, я задумался о принципах, которыми мы руководствовались, когда занимались совершенствованием Scratch. Мы называем их четырьмя «П» творческого обучения. Это проекты, пылкая увлеченность, партнеры и процесс игры. Когда я читал историю CoolJewels, мне действительно казалось, что ее творчество и обучение на самом деле основываются на проектах, пылкой увлеченности, партнерах и процессе игры. Она работала над проектами, в основе которых лежат ее увлечения, которыми она занимается в игровой форме вместе с партнерами. Я считаю, что именно это помогло развить ее способность творчески мыслить и выражать свои чувства.

Лично для меня это ключевой момент, поскольку все мы стремимся распространять дух и ценности Scratch во всем мире. Эти четыре «П» могут служить хорошей руководящей основой. Мы все можем работать над выяснением того, как мы можем еще лучше поддерживать стремление молодежи работать над проектами, в основе которых лежат их пылкие увлечения, проектами, которыми они занимаются в игровой форме вместе с партнерами.

Автор второй истории — пользователь Scratch-сообщества под логином Forever. Его настоящее имя Джинхо. Есть видео , которое было снято Чампикой Фернандо и Эриком Шиллингом. В нем акцентируются некоторые аспекты, которые Джинхо отобразил в Scratch.

«Я помню, как однажды читал новости и подумал, что могу как-то на это повлиять. Но я не знал, что я могу сделать по этому поводу. Затем я послушал песню “Hands”. Эту песню записали вместе несколько исполнителей, и они исполняли ее тоже вместе. И тут мне пришла мысль: «Почему бы нам, скретчерам, не создать что-нибудь вместе?» У меня есть «проекты нескольких аниматоров», которые мы создали в Scratch. Эти проекты были созданы, чтобы почтить память тех, кто погиб во время массового убийства в Орландо.

Это «проект нескольких аниматоров», то есть каждая часть создавалась другим аниматором. Затем мы соединили все эти части, чтобы создать конечный проект. В создании этого проекта принимали участие 40-50 человек. Scratch – это открытая площадка, где ты можешь поделиться всем, чем захочешь. Ты можешь выражать свои чувства так, как захочешь, и я считаю, что это поистине прекрасно. Когда я размещал этот проект в сообществе, я надеялся, что благодаря нему мы сможем достучаться до других ребят моего поколения, а также дадим знать о том, что есть люди, которые поддерживают их, и... Да, именно так».

Глядя на проект, можно четко увидеть, что Джинхо и его партнеры по работе над проектом развивают множество навыков программирования. Более того, они руководствуются именно четырьмя «П». Это значит, что их работа над проектом построена на их пылких увлечениях, это «проект нескольких аниматоров», над которым они работали с партнерами, и в котором они экспериментировали в игровой форме. Когда мы разбираем этот проект, мне на ум приходит пятое «П», «предназначение». В этом случае мы видим все больше и больше молодых людей, которые используют Scratch для работы над проектами, благодаря которым они хотят изменить мир, хотят понять, как они могут на что-то повлиять, чтобы добиться перемен в их обществе. На этой конференции мы думаем о чем-то больше, мы думаем о пятом «П», о «предназначении». Также мы думаем над тем, чтобы добавить «предназначение» к проектам, пылкой увлеченности, партнерам и процессу игры.

Я хочу поделиться с вами третьей и последней историей. Это история о проекте, созданном скретчером под логином ZeptoPower006. Он страдает расстройством аутического спектра. При помощи своего проекта он поделился тем, что он чувствует при взаимодействии с окружающим миром. Итак, вот этот проект.

«Привет, меня зовут Алекс, и вот моя история. Мои хобби: компьютерные игры и рисование. Я рисую комиксы уже очень давно. Я хорош в математике и программировании. Я веселый, добрый и умный. Также у меня аутизм. Аутизм влияет на меня во многих отношениях. Из-за него я думаю по-другому. Иногда я решаю задачи по математике такими способами, о которых мои учителя и не подумали бы. Казалось бы, они наверняка должны знать о них, однако, нет. Иногда, когда мне нужно думать, я хожу туда-обратно по комнате. Это помогает мне сконцентрироваться и называется «аутостимуляция». Учителя разрешают мне так делать, потому что это помогает мне думать. Из-за аутизма у меня определенные требования к еде. Мне нравится хрустящая и не нравится пюреобразная еда. От нее меня тошнит. Текстура пищи, которую я ем, влияет на мои ощущения. Мои органы чувств напряжены до предела, и иногда мне становится некомфортно от этого. Иногда меня захватывают плохие чувства. В такие моменты мне хочется, чтобы другие люди были понимающими и терпеливыми. Быть другим нормально. Однако не все люди относятся хорошо к людям, которые отличаются от них. И они так категоричны в своем решении. Мне бы так хотелось, чтобы люди относились абсолютно нормально к тем, кто отличается от них. То, что мы отличаемся друг от друга, делает мир разнообразнее. Если бы все были одинаковыми, то мир был бы неинтересный. Я думаю, что секрет хорошей жизни – просто быть собой. Выбирайте свой путь и принимайте других людей и выбранный ими путь. Будьте добрее. Это моя история».

Это один из моих любимых проектов Scratch, созданных за последние несколько лет. Он отражает часть сути того, что мы стремимся сделать, то есть обеспечить возможность всем, независимо от слоя общества, формировать собственное мнение и делиться с другими своими идеями.

То, как этот мальчик говорит: «Просто будьте собой». Это именно то, что мы хотим делать благодаря Scratch. Мы хотим, чтобы каждый человек был собой. Мы знаем, что существует множество путей, по которым дети войдут в этот мир. Мы стремимся сделать так, чтобы у каждого была возможность быть самим собой, найти свой собственный путь и полностью раскрыть свой потенциал.

Все эти проекты, от CoolJewels до Джинхо, от Forever до ZeptoPower006, отражают часть сущности Scratch. Для тех из нас, кто в команде Scratch здесь, в МТИ, когда мы смотрим на подобные проекты, и, разумеется, миллионы подобных проектов также есть на сайте, но я выбрал лишь эти, мы всегда поражаемся тому, как дети делают то, о чем мы никогда бы не подумали. Нас всегда поражает, радует и вдохновляет то, что делают дети.
Мы всегда стараемся принимать это во внимание, поскольку мы думаем о расширении и развитии Scratch в будущем, будь то программное обеспечение или сообщество, или виды деятельности, мы черпаем вдохновение в членах сообщества Scratch.

И в заключение, я хочу поблагодарить вас всех. Ничего этого не было бы, если бы не столько великодушных людей, поддерживающий проект Scratch. И этой конференции, в частности. Ещё раз приветствуем всех на Scratch-конференции 2018!


наверх