От инженера к учителю информатики, а может, и к программисту

От инженера к учителю информатики, а может, и к программисту




                                                                                                     










ШЕРЕШЕВСКИЙ ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВИЧ
Учитель информатики ГУО "Гимназия № 22 г.Минска"
Работает учителем истории и обществоведения с 2017 года
Опыт работы в среде Scratch:с января 2017 года
Участник конкурса "Моя Scratch-история 2018" в номинации "Мой дебют"



Всех людей можно разделить на разные группы. Например, по типам темперамента: холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. Я флегматик. Хотя стал замечать за собой проявление сангвинистических и даже холеричных черт.

Можно поделить всех по типам общения с другими людьми: интроверты и экстраверты. Скорее всего мне комфортнее наедине с собой, но очень часто я нахожусь в постоянном и разнообразном общении.

Есть пассивные и активные люди. Есть те, которые, получив одно образование, работают на одном и том же месте, по одной специальности. Есть те, которые постоянно ищут себя, находят новые занятия, получают несколько образований. К последним отношусь я.

Коротко расскажу, как я из мастера на производстве, по специальности инженер, превратился в учителя информатики, изучающего программу Scratch и преподающего ее азы детям.

На моем жизненном пути всегда встречалось что-то или встречался кто-то, и после этих встреч жизнь моя менялась, иногда даже кардинальным способом.

Первое свое образование я получил в 1988 году в Белорусском политехническом институте (сейчас Белорусский национальный технический университет) по специальности инженер-механик. По распределению работал мастером на тракторном заводе. Отработав два года как молодой специалист, перешел на должность инженера-конструктора. Но меня вскоре сократили (в 90-е годы прошлого столетия прошла волна сокращений на производстве), так как пришел я в отдел последним. Стал интересоваться фотографией. Поначалу много фотографировал ребенка, супругу. После окончания курсов по фотографическому делу занялся профессионально фото, чуть позже подключил видеосъемку.

С военного завода ушел, занимался видео- и фотосъемкой. Как-то привел дочь заниматься в кружок центра детского творчества. Там я познакомился с директором центра, которая пригласила меня вести фотокружок. С этого момента началась моя педагогическая деятельность.

Сколько себя помню, всегда разбирал и собирал какие-нибудь приборы. Первую свою машину «Жигули» знал назубок, из старой разбитой сделал так, что она служила мне долгие годы. Свой «Опель» тоже знаю отлично. Ему уже под тридцатник, а он нас с семьей отвозил по всей Европе: Польша, Германия, Чехия, Словакия, Франция и другие страны повидали мы с ним.

74891d8b-cf9c-3004-8483-7145f8e781e2.jpg

Моя жена говорит, что у меня не просто «очумелые руки», но и «очумелый мозг». Я действительно люблю разобрать телефон, мясорубку, все что сломалось и попало мне под руку…

Моя семья – семья педагогов. Жена – учитель - филолог, дочь и ее муж – учителя истории. Наверное, поэтому я в свои 40 с хвостиком поступил в Белорусский государственный педагогический университет и получил специальность учителя информатики.

Учиться было сложно. Надо было постигать не только знания по информатике, но и методику преподавания.

Я освоил азы программирования в среде Паскаль.

Сложная программа. Когда ведешь уроки по Паскалю, у многих учащихся снижаются отметки. Ко мне часто приходили мысли, что программированием надо заниматься детям пораньше, чтобы они не получали стресса на уроке в старших классах.

О программе Scratch в прошлом году услышал в гимназии 22, где сейчас работаю. Вела факультатив по этой программе моя коллега.

Вначале я стал самостоятельно изучать среду программирования Scratch. Вспоминаю, как на первом занятии ребята посмеивались от слова спрайт («О напитке будет говорить?»), скретч («Будто скотч»). Я показал анимационные фильмы, игры и сказал, что они сами смогут все это сделать. Желание посещать факультативные занятия «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» изъявило 12 человек.

DSC_0621.JPG

После второго факультативного занятия пришло намного больше учащихся. Никто не отменял рекламу и «школьное радио». Сейчас на факультативные занятия по среде программирования Scratch ходит 32 учащихся из параллели VI классов (они изучают Scratch первый год).

Прельщает учащихся то, что они сами становятся режиссерами, сами составляют анимационные ролики, «придумывают» игры. Зная, что изменяют существующую заготовку, считают, что создали уже что-то свое. Начать преподавание по данному программированию довольно просто, опираясь на уже существующую базу знаний: http://scratch.by; https://scratch.mit.edu/.

Хочу сказать, что в изучении среды программирования Scratch заинтересованы и родители учащихся. Некоторые из них получили консультацию по данной среде программирования и начали создавать вместе с детьми игры и анимацию. Проявили большой интерес и родители учащихся начальных классов. В следующем учебном году планирую начать работу с учащимися 8-9 лет.

Я благодарен образовательному центру Парка высоких технологий за предоставленную возможность профессионально развиваться. В начале 2017/2018 учебного года успешно окончил онлайн-курс “Scratch для начинающих” в рамках образовательного проекта “Программирование – вторая грамотность”, а недавно – онлайн-курс “Программирование на Scratch: базовый уровень” и получил два сертификата и возможность грамотного преподавания.

В моей жизни изменилось немного: я также преподаю учебный предмет «Информатика» в гимназии, сейчас готовлюсь к лекциям и практическим занятиям по видеомонтажу в высшем учебном заведении, НО… После занятий по Scratch я вижу горящие глаза детей! В этом учебном году я провел только 8 занятий, а ребята уже умеют играть с любимыми спрайтами, видоизменять их, двигать по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами, программировать анимацию.

В связи с тем, что программирование напоминает детям игру в кубики Лего Scratch не вызывает у детей значительной сложности в ее освоении, заинтересовывает их, мотивирует к изучению и, конечно, приносит удовлетворение от того, что сумели самостоятельно создать игру или мультфильм, как настоящие программисты.

Изучая среду программирования Scratch в младшем возрасте, ребята уже учатся программированию, математике, постигают естественные науки.

Для меня на сегодняшний день важно освоить несколько языков программирования. Изучение среды программирования Scratch – самая важная ступень на пути начинающего программиста.

Мы все отлично понимаем, что в век информационного общества, родители, учителя не смогут оградить детей от компьютера, интернета. Поэтому, с моей точки зрения, задача взрослых использовать современные информационные технологии во благо. Программа Scratch легкая, ее могут освоить дети 7-10 лет. Она поможет ребенку развить логику, креативно мыслить, заниматься творчеством, а родителям и педагогам – с пользой организовать досуг детей.

Человек, работающий на одном месте, владеющий одной специальностью, как мне кажется, закостеневает. Человек, осваивающий новые специальности, изучающий новые компьютерные программы, программирование, в частности, Scratch, развивается, растет профессионально.

Поэтому, изучение нового, постижение нового, помогает мне и моим учащимся развиваться, профессионально расти, думать, мечтать, претворять свои идеи в жизнь! 


наверх