В ногу со временем

В ногу со временем




                                                                                                     









ОВСЯНКО АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
Учитель информатики и математики  ГУО "Шуневская детский сад - средняя школа Глубокского района"
Работает учителем информатики и математики 
Опыт работы в среде Scratch:с сентября 2018 года
Заняла третье место на  конкурсе "Моя Scratch-история 2018" в номинации "Мой дебют"


Сложно переоценить роль и значение программирования в современном мире. Я всегда восхищалась людьми, увлеченными этим делом. Как и большинство людей, рассматривала программирование на компьютере как нудное, особое занятие, доступное только для тех, кто имеет хорошую техническую подготовку. А ведь и в самом деле, традиционные языки программирования, такие как Java, С++, очень сложны для изучения. Учитывая всё это, как-то не решалась серьёзно заняться с детьми программированием.

Знакомство со Scratch перевернуло моё сознание, воодушевило, можно сказать, вдохнуло новую жизнь в мою работу. Ведь Scratch берет все лучшее от вычислительной техники и дизайна, интерфейса, делает процесс программирования более привлекательным и доступным для детей, подростков и всех тех, кто увлекается программированием.

Рисунок5.jpg

Впервые я услышала и увидела, что такое Scratch, когда наши учителя Глубокского района поехали по обмену опытом в Докшицкий район, где состоялась профессиональная встреча коллег двух районов (ноябрь, 2016 года). На мастер-классе, который проводили руководители методических объединений Романчук Л.А и Лукашевич Л.Е. нас убедили, что Scratch – это и есть среда программирования. Познакомили с интерфейсом программы, рассказали о таких понятиях как сцена, спрайт, скрипт, костюм. В доступной форме нас обучили способам создания сцены, показали, как можно создать спрайт и определить его положение на сцене. Познакомили с различными типами скриптов, существующих в Scratch. Без сомнения, Scratch меняет ситуацию, расширяя возможности дизайна на компьютере, даёт возможность совместить графику, фотографии, звук и музыку в интерактивном содержании. С помощью Scratch можно создать персонажи, которые танцуют, поют, взаимодействуют с другими. Можно без особых усилий создать изображение, которое кружится, вращается, изменяется в ответ на движение мыши. Можно еще совместить музыку, изображения и звуковые эффекты. Например, для того, чтобы создать поздравительную открытку для друга или сделать какой-либо интерактивный отчет.

Занятие любым новым делом требует досконального его изучения. Для молодого специалиста очень важно посещать мастер-классы, семинары у опытных учителей.

Мне посчастливилось в феврале 2017 года побывать на методическом объединении учителей информатики Глубокского района в рамках выездного семинара, который проводился в  городском Дигитальном центре «IT-академия «НОТА», «IT-академия «РИТМ» и ГУО «Гимназия №1 г. Новополоцка». Руководитель Дигитального центра Тверитнева А.А. представила возможности IT-академии в обучении основам программирования как взрослого населения, так и школьников 3–11 классов.  В рамках семинара учитель-методист гимназии Кемстач Е.А. поделилась опытом своей деятельности через мастер-класс по теме «Как научить детей покорять вершины» и показала работы своих учеников. Я по-настоящему влюбилась в Scratch! И приехав домой, я стала пробовать писать свои первые небольшие проекты.

В марте 2017 года я в составе группы учителей нашего района побывала в Латвии на 2-й Международной и 7-й межрегиональной конференции по обмену опытом преподавателей.  Со своими наработками выступали учителя из Польши, Литвы, Латвии и Беларуси. Я успела не только выступить со своим докладом, но и посетила мастер-классе своего учителя информатики, руководителя РМО Романчук Лидии Анатольевны, благодаря которой я и выбрала профессию учителя информатики. Она провела мастер-класс «Программируй, играя». Встреча прошла под девизом: «Знаешь сам - научи другого». Работа проходила в группах. Коллегам было предложено познакомиться с визуальным языком Scratch. Работая по алгоритму, в каждой группе были созданы небольшие проекты различных сказок. А одна из групп даже презентовала свой проект, погрузившись в мир детства. Мне очень захотелось доказать, что и  в сельской школе можно тоже посягнуть на такое!

К сожалению, мне не удалось попасть на курсы при Парке высоких технологий, которые проводились в четырёх городах. Места были ограничены. Наши учителя информатики, которые преподают Scratch, поехали в Новополоцк, а двое поехали в Гродно, а один в Минск.  Я не огорчилась и прошла позже онлайн –курс «Scratch для начинающих в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность».

Я работаю в маленькой сельской школе в Глубокском районе Витебской области, где обучается всего 114 детей. Свой факультатив веду еще совсем недавно, всего полгода, но не передать словами, какую радость я испытываю, когда вижу, как горят глаза моих учеников. Чего стоит их восторг от маленьких побед в программировании! Пожалуй, они чувствуют себя настоящими волшебниками. У ребят появляется уверенность в своих силах и непреодолимее желание творить еще и ещё.

Рисунок1.jpg

У нас, в Витебской области, а также в районе проводится много различных дистанционных олимпиад, семинаров, мастер-классов.

Хочется отметить, что впервые у нас в районе прошла весной школьная олимпиада среди 2-6 классов по Scratch, где мои ученики приняли активное участие, а некоторые из них, показав хороший результат, смогли принять участие в районной олимпиаде.

После того, как мои ребята на родительском собрании продемонстрировали свои успехи, у меня и среди взрослых мам и пап появились единомышленники и поклонники Scratch. Поэтому с уверенностью могу сказать, что ни разу не пожалела о том, что в своё время увлеклась этой программой.

Рисунок2.jpg

Естественно, занимаясь таким интересным делом, я не имею права стоять на месте. Поэтому стараюсь идти дальше, совершенствоваться. На сегодняшний день прохожу еще один курс «Программирование: базовый уровень».  Не могу не похвастаться нашим с детьми маленьким успехом: поздравительная открытка ученицы нашей школы получила диплом 3 степени в дистанционно-областном конкурсе «Юный Скретчер». А самым запоминающимся было вручение учащимся подарков от Парка высоких технологий за конкурс «Моя Scratch-история» на торжественной линейке, посвященной 1 сентября 2018 года.

Ученику важна не только победа в конкурсе, но и участие, за которое он получит маленький сувенир, открытку, карточку, закладку. Он может похвастаться перед своими друзьями, родителями. Я считаю, что это и есть их успех, а значит и мой.

Рисунок4.jpg

Хочется выразить слова благодарности в адрес Парка высоких технологий, что они заботятся о нас учителях. Для нас созданы презентации, конспекты уроков. А в этом году появилось даже пособие для учеников. Это большой труд. А для нас, молодых учителей, огромная помощь.

Надеюсь, нас ждут новые достижения и победы! Создателем программы хочу сказать огромное спасибо и пожелать новых творческих успехов!

 



наверх