Моя Scratch-история: во мне живет учитель

Моя Scratch-история: во мне живет учитель











ЛЮДМИЛА БИЛЕЦКАЯ

учитель информатики и математики ГУО «Гимназия № 6 г. Бреста имени Маршала Советского Союза Жукова Г.К.»

Финалист конкурса "Моя Scratch-история 2019" в номинации "Мой дебют"



10 января 2020 года – последний день приема конкурсной работы, пятница. И сегодня, в пятницу, я снова вспоминаю о Scratch…

…Так уж повелось, что на протяжении четырех месяцев каждую пятницу я несколько часов посвящаю изучению Scratch. И именно сегодня я решила поделиться своей Scratch-историей…

Как правило, при первой встрече с шестиклассниками на уроках информатики я слышу следующие вопросы: «А мы на уроках играть будем? А игры создавать?» И если раньше я уверенно отвечала «нет», то сейчас могу твердо сказать: «При желании, однозначно – да». Ведь я имела большое удовольствие познакомиться со средой программирования Scratch, причем не только сама познакомиться, но и познакомить своих учащихся.

Наверное, для большинства учителей показателем профессионализма служит количество побед их учащихся на различных предметных олимпиадах. И наверное, с этим нельзя не согласиться. К счастью, у нас в стране есть много учителей, которые постоянно готовят победителей различных олимпиад и достойны уважения и безмерного восхищения.

Когда я начала работать, я вкладывала все силы и энергию в своих учеников, жила мечтой и надеждой, что и мои учащиеся смогут покорить вершины олимпиад. Я была бодра и уверена в себе. Однако бодрость духа постепенно угасала. На самом деле все оказалось не так легко и просто…

Олимпиада – это программирование. К сожалению, я не могу похвастаться какими-то большими победами своих учеников в данной области. Ведь для многих из них «Основы алгоритмизации и программирования» – это самая тяжелая тема для изучения из всего курса информатики. Да, безусловно, есть ребята, которые увлечены программированием, любят думать, решать задачи, составлять алгоритмы и т.д. И конечно же, таких ребят я стараюсь поддержать. Но как же остальные? Неужели для них в области информатики закрыты все дороги?

В один прекрасный момент я осознала, что каждый из ребят может проявить себя. Ведь информатика очень разнообразна изучаемыми темами!..

Сегодня мои ученики участвуют в разнообразных творческих проектах, связанных с работой с графикой, видео, фото, web-разработками и т.д. Хочется отметить, что они самые обычные ребята, далеко не отличники; ребята, которые не обладают каким-то особым талантом. Я так много раз слышала от них: «Что вы! Я же совершенно не умею рисовать... Я не могу участвовать в этом конкурсе». «А тебе и не нужно быть великим художником, достаточно хорошо владеть инструментом той или иной программы и верить в себя!» – как правило, слышали они мой ответ. Я всячески стала поддерживать ребят, которые потеряли веру в свои способности, умения, и показала, что каждый из них может одержать победу. Причем для участия в очередном конкурсе я старалась привлечь новых учеников, пыталась охватить как можно больше учащихся. Да, олимпиадников нужно поддерживать, но и о более слабых ребятах не стоит забывать! Ведь отдать все внимание одному-двум более сильным учащимся как минимум не честно…

Плакаты, фото, анимация, видео – это все прекрасно, но программирование никто не отменял…

«Scratch – программировать легко» – как заманчиво звучит этот девиз. «Неужели это правда? – поймала я себя на мысли, когда впервые услышала о Scratch. – Программирование для малышей? Это что-то из мира фантастики. Тут и старшеклассники порой не могут решить простые задачи». Но я так много раз слышала от своих коллег, как замечательно работать в Scratch! И мне очень хотелось проверить, действительно ли каждый может научиться программировать. Однако я никак не могла решиться сделать первый шаг для знакомства с данной средой программирования, всегда не хватало времени…

Однажды я увидела сертификат о прохождении онлайн-курсов по изучению Scratch у человека, который был далек от педагогической деятельности. На вопрос зачем, он ответил: «Так, для себя. Это очень интересно». И тогда эта фраза впервые задела мое самолюбие: «Как так, я учитель информатики, и у меня нет такого сертификата?» И я решила тоже пройти эти курсы. Но не успела зарегистрироваться… Это было мое первое желание поближе познакомиться с Scratch. Первое, но не последнее.

Два года назад в наше учреждение образования пришла новая учительница начальных классов. Это была простая женщина лет пятидесяти. К моему большому удивлению, она изъявила желание вести объединение по интересам по информатике. Она осуществила то, о чем я давно думала, но не решалась воплотить в жизнь: привлечь учащихся начальных классов к изучению информатики. Это был второй удар по моему самолюбию. «Как же так? Я, такая умница, не решилась на подобные занятия, а она их ведет?..» На тот момент я нашла следующее оправдание для себя: Scratch я не знала, а знакомить учащихся с пользовательскими программами, которые будут изучаться на уроках информатики, у меня не было желания… Кстати, эта учительница оказалась очень творческой, неравнодушной натурой. Побольше бы таких учителей!

Следует отметить, что после «второго удара» я все-таки зарегистрировалась на курсы для изучения Scratch, но, к сожалению, так и не приступила к ним. Опять не нашла время…

В прошлом году я как классный руководитель выпустила 11-й класс, в этом году взяла 5-й – опять нет времени… Но я все-таки решилась поработать с учащимися 4-х классов. И что вы думаете? Конечно, я взяла Scratch. Почему бы и нет! Ведь я постоянно слышу о Scratch только положительные отзывы, причем их очень много. К тому же нужно же мне было когда-то познакомиться с данной средой.

На данный момент у меня 4 часа объединения по интересам, на которых мы работаем в среде программирования Scratch. Занятия проходят по субботам, поэтому каждую пятницу я уделяю время для учебы. Ведь я не только занимаюсь с ребятами на объединениях по интересам по информатике, но и тему по самообразованию в этом учебном году я тоже посвятила именно Scratch.

Сначала я даже думать боялась, плодотворными ли будут мои занятия. Но уже после первого занятия поняла, что зря переживала. Что тут говорить: меня посетили эти мысли даже не после первого занятия с ребятами, а после первого моего личного практического знакомства с данной средой программирования. Помню, как мой «котик» сделал первые шаги, и это меня сильно обрадовало. Но какие положительные эмоции меня ожидали во время занятия, на тот момент я даже не догадывалась, однако уже тогда точно знала, что детям очень понравится работать в Scratch! Так и произошло: я испытала такие теплые чувства, радовалась вместе с ребятами, как маленькая, и понимала, что испытываю гордость за свою профессию, ведь благодаря своим занятиям могу подарить ребятам столько счастья!

Помню, некоторые ученики пришли на первое занятие с родителями. Мамы и папы интересовались, чем мы будем заниматься в течение года, переживали, давали советы по изучению пользовательских программ. Сейчас же родители периодически спрашивают, можно ли еще записаться на занятия по программированию? Ведь Scratch так сильно увлекает! Причем увлекает не только детей, но и взрослых. Порой даже старшеклассники засматриваются на работы моих юных программистов и сами иногда пытаются что-нибудь создать. Ведь сейчас у нас на компьютерах установлен Scratch! И это здорово!

Здорово осознавать и то, что Scratch действительно среда программирования для всех. В одной из групп у меня есть мальчишка, который испытывает трудности в обучении. Когда он записывался ко мне на кружок, классный руководитель сказала: «Ой, пусть записывается, он все равно ходить не будет». А он ходит, посещает каждое занятие! Меня как учителя особенно радует, что дети не пропускают занятия, с ожиданием какого-то чуда приходят на каждое из них. Ведь самая большая награда для учителя – интерес и увлеченность предметом его учеников!

Многие ребята так увлеклись Scratch, что установили его дома; после занятий фотографируют или переписывают в тетрадь код программы, чтобы посмотреть дома. Некоторые снимают свои «шедевры» на видео, чтобы порадовать родителей.

Хорошо, когда у ребят все получается, но в случае работы со Scratch порой бывает наоборот: когда они пытаются исправить ошибку, иногда выходят очень интересные работы с совершенно неожиданным эффектом. Дети всегда стараются придумать что-то свое, и у них это здорово получается! В такие моменты они сразу же спешат поделиться результатом своей работы с друзьями, а я в это время ловлю себя на мысли: «Надо же, какие молодцы! А ведь я до этого даже не додумалась». Вот так и работаем: я их учу, а они –меня…

Что я могу еще добавить? Почему детям так нравится Scratch? Потому что он построен на игре. Ведь все дети любят играть! Да, на занятиях мы играем, точнее – создаем игры. Но ведь мы программируем, программируем играя. Что может быть проще? В этом случае на самом деле получается, что Scratch – легкое программирование для всех, более того, очень увлекательное!

Я работаю со средой программирования Scratch четыре месяца и пока не могу похвастаться какими-то достижениями. Могу только с уверенностью сказать, что жалею о том, что раньше не нашла времени познакомиться со Scratch. Разве не об этом мечтают многие учителя информатики: сделать программирование доступным и легким для всех учащихся? Ведь работая со Scratch, ребята изучают основные алгоритмические конструкции, которые используются в любом языке программирования. И кто знает, может, из них вырастут великие программисты?

Хочется вспомнить слова из сказки: «Я не волшебник, я только учусь...» Я и мои ученики пока еще только учимся, но надеемся, что в скором времени сможем предоставить на всеобщее обозрение наши работы. И я верю, что моя Scratch-история будет иметь продолжение…

Хочется выразить слова благодарности разработчикам Scratch, которые позволили нам, учителям, подобрать ключик к детским сердцам! Большое Вам спасибо!



наверх