Scratch-история: мой дебют

Scratch-история: мой дебют




                                                                                                     










ТАРАСОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Учитель информатики ГУО "Средняя школа №1 г.п. Лиозно"
Опыт работы в среде Scratch:с сентября 2017 года
Участник конкурса "Моя Scratch-история 2018" в номинации "Мой дебют"

Если нет дальнейшего роста,
значит, близок закат. 
Сенека

Все началось почти год назад, когда меня поставили перед фактом: «Татьяна Александровна, вы будете вести факультативные занятия по языку программирования Scratch. Разве вы не слышали о нем? Он сейчас очень популярен». Вот тогда, если верить психологии, мне пришлось пройти все пять стадий принятия неизбежного.

Практически мгновенно наступила первая стадия – отрицание. Вся моя сущность, еще не настроившаяся на рабочий ритм после отпуска, стала задавать очевидные вопросы: "Почему я?» «Это совершенно незнакомый мне язык, как обучать детей?» «Я не справлюсь!!!2.  

Почти сразу отрицание сменилось гневом. Мало того, что приходится каждый учебный год осваивать новые прикладные программы, так еще и новый язык программирования изучить надо. А если к тому же учесть, что на плечах, сердце и остальных частях тела бедного учителя тяжелым грузом лежит классное руководство…

Но администрация школы работать умеет. У нее уже выработался стойкий иммунитет и против отрицания, и против гнева учителей. Поэтому с появлением мыслей том, что можно договориться о лучшей участи, я осуществила переход к третьей стадии – торгу. Но так как предложить мне особо нечего было, то стадия завершилась весьма быстро и не в мою пользу.

Затем наступила депрессия… Вообще-то до этого я считала, что подвержена только сезонным депрессиям. Но вроде еще не ноябрь…

Великий актер Роберт де Ниро сказал: "Любую депрессию надо встречать с улыбкой. Депрессия подумает, что вы идиот, и сбежит». Следуя совету, от депрессии благополучно избавилась". (Здесь хотелось бы вставить смайлик, но, к сожалению, требования к эссе этого не позволяют).

Шутки шутками, но в какой-то мере я действительно испытала все эти чувства. К счастью, за всем этим последовало принятие моего неизбежного. Более того, мне это понравилось. Нет, не сразу. Были и бессонные ночи с несчетным количеством бодрящего кофе, чтобы не заснуть, изучая литературу и разбирая примеры. Были и тупиковые ситуации на занятиях, когда я совершенно не знала, как заставить непослушных спрайтов делать то, что им следовало делать. Тогда снова следовали бессонные ночи и приходилось пополнять стремительно истощающиеся запасы кофе. К счастью, мне попались любознательные и понимающие ученики. И язык программирования Scratch мы изучали с ними вместе. Где- то подсказывала им я, а где-то и они находили такой способ решения, который никогда бы не пришёл мне в голову. Так, путем проб и ошибок, мы вместе двигались к положительному результату. Ведь самое страшное – это не «снова не получается». Самое страшное – это «я больше не хочу пробовать». И мы продолжали пробовать.

Сейчас ученик – это еще одно «чудо света», вооруженное смартфоном, электронной книгой, ноутбуком; получающее удовольствие от прослушивания электронной музыки; говорящее на сленге, кажущемся большинству языком инопланетян. Для учителя самое главное – не потеряться в стремительно изменяющемся мире, показать ученикам, что ты идешь в ногу со временем, что ты в центре событий, а для этого необходимо развиваться, самосовершенствоваться, продолжать ежедневно повышать уровень своего образования.   Правильно отметил писатель К.Симонов: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». Но постичь можно только то, к чему стремишься сам. Мимо остальных уроков ты пройдешь, не обратив на них внимания. Порой кажется, что дети знают больше нас и поэтому заставляют идти вперёд, постоянно совершенствоваться. Современный учитель –  это не профессия, это – образ жизни. Учитель должен жить своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки.

IR1_I9Od1gE.jpg

Чтобы идти в ногу со временем, чтобы быть на одной волне со своими учениками, в первую очередь, я стала работать над новой темой по самообразованию. Тем более что прежняя тема («Решение олимпиадных задач на языке программирования Free Pascal) в свете последних событий перестала быть актуальной. Моя тема теперь звучит так: «Программирование в среде визуального конструирования Scratch». Цель стоит такая: изучить возможности среды визуального конструирования Scratch для дальнейшего использования в работе с учащимися по информатике. В достижении цели призваны помочь следующие задачи:

•        развитие логики, алгоритмического и образного мышления, творческих способностей;

•        обмен опытом с педагогами, уже работающими с этим языком программирования;

•        формирование навыков разработки анимации, компьютерных игр и презентаций с помощью среды визуального программирования Scratch;

•        формирование представления о процессе создания компьютерных программ;

•        развитие познавательного интереса учащихся к изучению программирования на новом уровне.

Безусловно, очень много для подготовки качественных факультативных занятий мне дал образовательный проект Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь Scratch.by. Я по максимуму старалась использовать предлагаемые учебно-методические материалы (план-конспекты факультативных занятий, презентации к урокам, учебные проекты, раздаточный материал) для проведения факультативных занятий в рамках учебных программ (пока я не забыла пароль… но об этом позже).

Благодаря этому проекту, я смогла объяснить детям разницу между программированием и кодированием. У меня получилось заинтересовать ребят программированием, хотя долгое время только одно упоминание этой темы подвергало учащихся в благоговейный ужас, а учителей предупреждало о неизбежном снижении среднего балла по учебному предмету за четверть.

Кроме работы над темой по самообразованию, я хотела посетить все семинары, курсы и все прочее, что касалось бы Scratch. Я из тех людей, которым лучше один раз увидеть, чтобы понять, чем семь раз услышать. К сожалению, за весь учебный год провели всего лишь один семинар – «Программирование в среде Scratch: настоящее и перспективы».

 При проведении факультативных занятий я использовала и дополнительную литературу. Например, здорово помогла книга О.Е.Елисеевой «Обучение основам создания компьютерных игр на языке программирования Scratch», купленная как раз после семинара в одном из магазинов областного центра напополам с коллегой (ибо стоимость книги раза в 3,5 превышала размер ежемесячной выплаты на методическую литературу).

 Момент истины наступил в феврале, когда нужно было принять участие в областном дистанционном конкурсе «Юный скретчер-2018». По возрасту мои учащиеся попадали в номинацию  «Интерактивная игра». Работа закипела… Потом… Сначала был ступор: «Какую игру делать? О чем? Герои? Сюжет? Вообще смысл?». Я закинула идею – по мотивам сказки про богатырей, ну тех, которые на распутье встречают камень с предсказаниями дальнейшей «счастливой» жизни в зависимости от выбранной дороги. Затем ребята творили сами. Безусловно, я не оставалась в стороне, но колоссальную работу они проделывали сами. Самую лучшую, на наш общий взгляд, игру, мы и отправили на конкурс.

Не знаю, кто прыгал выше, я или дети, когда узнали результаты конкурса. У нас диплом третьей степени!!!

Этот первый успех, несомненно, такой важный, придал мне уверенности в своих силах, а победителю – желание и дальше творить и побеждать. Такая возможность не заставила себя долго ждать. Весной мой победитель в конкурсе «Юный скретчер» успешно справился с дистанционным туром Витебской областной открытой олимпиады по программированию в среде SCRATCH.  Он стал одним из 30 счастливчиков, которым предстояло встретится с самим создателем языка Scratch Митчеллом Резником на финале олимпиады в Орше.

SSGxeRS7AAc.jpg

Действительно, поездка в Оршу стала незабываемой (начиная с того, что мы целый час искали отдел по образованию, а местные жители оказались еще теми Сусаниными). Встреча с Резником, его увлекательный рассказ об истории и перспективах развития Scratch, живая дискуссия с учащимися и учителями произвели на нас неизгладимое впечатление. Все желающие смогли задать вопросы американскому гостю и узнать, как возникла идея создания языка программирования и почему символом Scratch является именно кот. Ребята с удовольствием взяли у Митчелла автограф, сфотографировались вместе с ним. (Поражаюсь стойкости этого профессора, который мужественно выдержал осаду 60 человек).

Безумно приятно, что Митчелл Резник высоко оценил работу белорусских учителей, обучающих школьников программированию в среде Scratch: "…Я с восхищением узнал о том, как креативно вы используете Scratch в Беларуси. Спасибо вам за помощь в обучении школьников Беларуси возможностям программирования в среде Scratch". Этот человек просто заразил нас своей энергией, поразил своим интеллектом.

yXK3GlTUQhc.jpg

К сожалению, совсем чуть-чуть не хватило моему ученику, чтобы занять призовое место… Мы еще дебютанты, а не мастера…

Но это поражение не заставило Артема опустить руки. Наоборот, он настроен на активное участие во всех конкурсах по Scratch.

Наступил июнь…

Время неумолимо (вру, очень медленно…черепашьими шагами… кстати, теперь я знаю, что такое черепашья графика (опять не хватает смайлика) приближалось к отпуску.  И тут нас добровольно-принудительно заставили попросили пройти онлайн-курс "Scratch для начинающих". После первой стадии (отрицание), совмещенной со второй (гнев), выраженной во фразах «Мне что, в отпуске больше делать нечего?», «А кто грядки маме полоть будет?» наступила сразу последняя – принятие. Я с головой (насколько позволяли не прополотые грядки) погрузилась в прохождение курса. Очень понравились видеоролики, которые  весьма помогли в повторении и систематизации уже имевшихся знаний, а в некоторых случаях и открыли глаза на очевидные, но до сих пор непонятные моменты. Кстати, внутренний перфекционист не позволял пройти итоговые тесты не на максимальное количество баллов, поэтому использовала всегда все имеющиеся попытки. Некоторое затруднение вызвала итоговая практическая работа с привидениями, однако я справилась. Спасибо отдельное коллегам, которые в обсуждениях делились своим опытом и не стеснялись подсказывать.

Вместе с сертификатом об успешном прохождении курса получила вновь возможность пользоваться ресурсами scratch.by. Наверное, надо научиться записывать пароли, а не надеяться на память, оказавшуюся слишком «девичьей».

Когда пришло по почте приглашение поучаствовать в прохождении следующего курса «Программирование на Scratch: базовый уровень», я поняла, что стадия принятия наступила сразу, минуя предыдущие четыре. Этот курс мне показался более легким, чем предыдущий, хотя, может просто знаний и умений за год у меня стало побольше (хотелось бы верить во второе). И снова спасибо за познавательные видеоролики и интересные практические задания.

Время не стоит на месте, и мы тоже… В этом учебном году на базе нашей школы начал работу районный ресурсный центр Scratch. Мы вместе с коллегой ведем объединение по интересам «Юный скретчер», где открывают для себя удивительный мир этого языка школьники района. Продолжаю вести факультативное занятие в 6-х классах.

Я перестала отрицать, гневаться, торговаться, страдать… Ведь «та пещера, в которую ты боишься зайти, скрывает то сокровище, которое ты ищешь» Джозеф Кемпбелл.

              P.S. Опыт преподавания в среде Scratch у меня 1 год. Я не выбрала номинацию  «Scratch-история: опыт мастера», потому что мастером еще себя не считаю. И особого опыта, которым можно было бы поделиться, еще маловато. Надеюсь, в следующем году попробую себя и в этой номинации. 

наверх