Сказка о Scratch-репке

Сказка о Scratch-репке










НАТАЛЬЯ ДУЛЬСКАЯ
Учитель информатики  ГУО "Средняя школа № 3 г. Столина"

Участник конкурса "Моя Scratch-история 2019" в номинации "Мой дебют"


До последнего не решалась написать о своей истории изучения Scratch.

Что я могу написать и рассказать, если самой хочется только слушать и еще больше учиться? Я в этой области новичок, но для своих коллег я как «сумасшедший профессор» из мультфильма, предлагающий всем поделиться своими маленькими знаниями в области Scratch.

Впервые я узнала о Scratch, когда в августе 2018 года закончила онлайн-курс «Scratch для начинающих». Не скажу, что я сразу схватилась за идею, потому что у самой не было практики. Но где практиковать, когда не дают вести факультативные занятия? Решила практиковать на объединениях по интересам в 5-м классе. Но обучать пятнадцать учеников на восьми компьютерах не так уж и легко. Обязательно кому-то становилось не интересно, так как он не создает программу сам и не увлечен этим процессом. Да и я, если сказать правду, не была увлечена. Я, наверное, сразу хотела результат, а такого не получилось.

В этом году мне дали возможность вести факультативные занятия во 2-х классах. «Вот он, мой дебют. Ура!!! Вот сейчас все ахнут от восторга. Сейчас мы сделаем крутые проекты, ведь у меня так много материалов и идей, что теперь-то меня никто не остановит», – так думала я. Но мои мечты опять рухнули на втором же занятии. Мне, учителю информатики, казалось это настолько легким и увлекательным, что как здесь может что-то не получиться?

На первом занятии ко мне пришли девять маленьких второклассников. Что с ними делать? Как начать учить малышей, с которыми ты никогда не работала? Они только научились считать и писать, а я уже со своими спрайтами к ним на урок пришла. А они смотрят удивленно, хотят чуда. Ведь для них кабинет информатики – это как запретная комната школы, это кабинет, куда малышам, как правило, не попасть. А так хочется им что-то показать и сразу получить результат. Но чуда не произошло... Я опять наступала на свои же «грабли».

Я начала спрашивать совета коллег из района, но ответы были не однозначны. Кто-то говорил, мол, бери готовую разработку и не парься. Кто-то советовал не возиться с малышами, а кто-то и вовсе не слышал о Scratch, да и не стремился узнавать. Тогда на помощь пришел Интернет. Я начала общаться с коллегами, с которыми незнакома, но Scratch нас объединил. С жадностью вчитывалась в советы коллег, перечитала все статьи на сайте Scratch.by, познакомилась с материалами недавно вышедших журналов. Еще пару скучных и однотипных занятий – и мои занятия превратились в сказку. Да-да, вы не ослышались, именно в сказку. Сказку, которую я назвала «Репка и Scratch». Благодаря многодневному труду многих творческих людей был собран материал для обучения ребят Scratch. Это и есть наша репка, для меня и моих девятерых любознательных учеников.

На первом этапе мы в игровой форме совместно с героями сказки, Дедом и котенком Спрайтом, начали тянуть Scratch-репку и познакомились с компьютером. Когда котенок Спрайт привел на помощь Бабку, мои второклашки научились работать с текстом и много интересного мне рассказали о сети Интернет. Учащиеся вторых классов не с первого занятия изучают среду Scratch, но они с большим увлечением проходили лабиринты на сайте code.org. Внучка и спрайт Огонек познакомили нас с основами логики. Ребята увлеченно разгадывали занимательные задания, шифровали и зашифровывали послания. Занятия так увлекли ребят, что они и сейчас мне присылают зашифрованные послания в виде кода, смайликов и веселых человечков, а многие сами составляют свой шифр, а на занятиях ждут загадок и лабиринтов, чтобы побыстрее их разгадать. Это и есть, на мой взгляд, их первый результат победы. А еще немаловажно, что молва о наших занятиях очень быстро разлетелась по начальной школе. Теперь я каждый день вижу у своих дверей глазки малышей, которые хотят, чтобы их учили. Теперь я знаю, что мне делать с маленькими любопытными глазками, теперь они меня не пугают.

Мы стали в свободное время притягивать и других малышей, которые хотят учиться программировать. Теперь мои «факультативцы» гордо помогают другим своим сверстникам и даже ребятам старше их. А самое главное для меня, что мои малыши учат меня не сдаваться, заставляют узнавать с ними и для них что-то новое и интересное. И поверьте, что было для меня большим удивлением, мои ребята, которые начали изучать программирование в 6-8-х классах, стали с большим интересом тянуться к дополнительным занятиям по программированию. Разве это не сказка?

А наша сказка про Scratch-репку только началась, и кто знает, каким будет ее продолжение. Но я точно знаю, что мои ребята уже не придут равнодушными на урок информатики в 6-м классе. Однако это будет потом, а пока мы делаем только первые шаги.

Тот, кто не сдается и стремится познавать что-то новое, никогда не будет разочарован. Не ждите чуда – чудесьте сами!!!



наверх