• En
  • Рус

Финал главного конкурса 2020 года – жюри подводит итоги

Scratch2020_Feedback.jpg
Жюри конкурса "Программирование в среде Scratch-2020"

Лукашевич Людмила Евгеньевна, председатель жюри конкурса

Праздник детства, ума, трудолюбия, творчества завершился! Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что конкуренция на детском конкурсе была совсем не детской. И, традиционно, ценность призов, предоставленных компаниями-резидентами ПВТ ("Brimit", "StyleSoft", "Byteprotect") тоже была не детской!

Отбор был серьезный:
1-2 класс "Искусственный интеллект глазами детей" – 92 работы;
3-4 класс "Мастер видео-караоке" – 270 работ;
5 класс "Волшебный калейдоскоп" – 90 работ;
6 класс "Волшебный калейдоскоп" – 108 работ.
Финалистам (по 10 человек в каждой номинации) предстояло справиться с волнением, сосредоточится и выполнить новые задания. Задача усложнялась цейтнотом времени (на выполнение работы отводилось всего 2 часа). Потом – публичная защита проекта.

Самые маленькие финалисты (1-2 класс) должны были придумать Робота, нарисовать его в графическом редакторе и оживить при помощи блоков Scratch. В качестве сценария им предлагалось детское стихотворение «Робот». Анализ работ показал, что большинству ребят не хватило креативных идей, чтобы сделать анимацию веселой и смешной. При подготовке к следующему конкурсу учителям необходимо обратить внимание не только на строгое соблюдение сценария, но и на творческую составляющую проекта.

Финальное задание для 3-4 класса предполагало, что ребята создадут анимацию по сюжету детской песенки «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот», добавят в проект «бегущую строку» со словами из песни. Ребята справились! Но в любом конкурсе есть удачные решения и есть ошибки. Ошибка наших финалистов заключалась в первую очередь в неправильном распределении времени. Не все финалисты четко представляли алгоритм, по которому создается анимация любого сюжета. При подготовке к конкурсу всегда можно создать несколько заготовок: перемещение персонажа по сцене, применение графических эффектов к персонажу, озвучка проекта (будут ли это блоки «Говорить» или будет применено расширение «Текст в речь») и т.п. И не важно каким будет будущее задание, как будет выглядеть костюм спрайта. Важно поведение спрайта на сцене, а это всегда можно продумать дома. Те учителя, которые понимали это – смогли подготовить своих учеников более качественно.

Самыми сложными были задания для 5-6 классов. Необходимо было создать точную копию рисунка, предложенного в качестве образца. Рисунки представляли собой фракталы (объекты, в точности или приближённо совпадающие с частью себя самого). В основу метода построения изображения для 5 класса было заложено «Множество Кантора», а для 6 класса это был «Треугольник Серпинского». Подход к реализации у всех был разный. Кто-то увидел структуру фрактала, кто-то заметил просто повторяющиеся цепочки блоков. Реализовать алгоритм построения с помощью рекурсивной функции, к сожалению, ни у кого не получилось, но порадовало как ребята с легкостью могут создавать процедуры с параметрами. Для реализации своего проекта большинство конкурсантов использовало вложенные процедуры.

Выбор такого варианта заданий для 5-6 классов был не случайный. Целью образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность» является формирование и развитие у школьников логического и алгоритмического мышления, базовых навыков программирования. А стремительное развитие IT сферы и внедрение «умных вещей» в повседневную жизнь требует, чтобы формирование таких навыков у детей начиналось с раннего детства. Поэтому в дальнейшем все номинации конкурса будут смещаться в сторону информатики и программирования. Появятся новые – программирование с микроконтроллером.

Юбилейный конкурс внес новинку в свое проведение. К номинации 5-6 класса были применены тесты. Они представляли собой серию вопросов, в которых необходимо было определить результат выполнения скрипта. Тесты полностью себя оправдали и в следующем году будут применены ко всем номинациям.

Сегодня все позади: страхи, сомнения, жемчужные слезинки и искорки счастья в умных глазах наших маленьких профессиональных программистов. Ушел в историю очередной детский праздник, но с уверенностью скажу, что через годы он будет всплывать в памяти у ребят яркими красками счастливых мгновений.


Ловкис Оксана Валерьевна,
член жюри в номинации «Искусственный интеллект глазами детей» (1-2 классы)


Я была в составе жюри номинации для самых маленьких. Для многих это был первый настоящий конкурс с подготовкой, волнением и эмоциями. Некоторые дети были недостаточно подготовлены, что соответственно отразилось на финальной работе. Многие ребята очень буквально восприняли стихотворение (задание финала) и не смогли проявить творчество и креатив. Стихотворение было достаточно простым, некоторые конкурсанты выполнили задания за 15-20 минут.

Очень доброжелательными были родители, благодарили за конкурс. Ребята были непосредственными, открытыми, свободно отвечали на вопросы, что было очень важно, учитывая их возраст.


Кемстач Елена Адамовна,
член жюри в номинации «Мастер видео-караоке» (3-4 классы)


Если говорить о финале конкурса, то задание было посильным, похожим на задание отборочного тура. Большинству ребят не хватило времени. Кто-то увлекся рисованием и на программирование времени не осталось. Другие же, наоборот, увлеклись программированием, сделали интересные и очень сложные (в плане реализации на Scratch) эффекты появления текста, а создать видеоряд не успели. В целом, финалисты показали неплохой уровень: использовали клоны и систему сообщений. Многие сами рисовали спрайты, изменяли костюмы библиотечных спрайтов.

Педагогом и родителям хотелось бы посоветовать морально готовить детей к конкурсу, чтобы они не воспринимали так болезненно неудачи.

В целом, конкурс прошел на высоком уровне. Спасибо!


Снытко Наталья Григорьевна,
член жюри в номинации «Волшебный калейдоскоп» (5 класс)


Задание для участников финала конкурса в номинации 5 класс предполагало создание фигуры по принципу «Множество Кантора», когда исходным элементом рисунка является квадрат. Ребята-участники финала были готовы к такому заданию, удивления это не вызвало. Но подходы к решению у всех были разными. Победу одержал тот, кто при подготовке к конкурсу анализировал возможности создания такого изображения, и в процессе выполнения оптимизировал код с помощью применения циклических структур и создания других блоков совместно с изменением размеров спрайта-рисовальщика, а те, кто использовал просто линейную алгоритмическую структуру и пытался добиться высокой скорости выполнения алгоритма – проиграл.

Выбор таких заданий организаторами показал учащимся новые возможности программирования в среде Scratch, ведь складывалось суждение, что это «не-до-язык» для малышей, где можно мультики создавать и игрушки. Замечание жюри было озвучено участникам: при подготовке конкурсного задания необходимо строго соблюдать требования, сформулированные в условии задачи. Не допускать отступлений и приближений, не добавлять в программу не нужных элементов, затрудняющих проверку и увеличивающих число используемых блоков в программе, что влияет на оценивание.

Неожиданным для участников и жюри было использование тестовых заданий, но это было интересно, позволило мобилизовать учащихся и настроить их на работу. А времени на выполнение всей работы было достаточно. Ведь это конкурс, в котором побеждает сильнейший.


Худик Татьяна Владимировна,
член жюри в номинации «Волшебный калейдоскоп» (6 класс)


Конкурс «Программирование в среде Scratch» – конкурс, который ждет каждый юный скретчер. Всегда радостно видеть на таком конкурсе много креативных, амбициозных, талантливых детей. В этом году была необходима теоретическая подготовка на знание Scratch, скриптов, ошибок, которые могут возникнуть при составлении программ в Scratch. Для 6 класса был предложен для программирования один из известных фракталов – треугольник Серпинского. Здесь немаловажными оказались не только практические навыки программирования (применение процедур, понимание рекурсии), а также и математические знания. Не всем ребятам удалось реализовать до конца свои программы.

Во время проведения конкурса было радостно видеть, что в самые сложные моменты дети готовы поддержать своих соперников просто хорошим словом: «Не волнуйся, у тебя все получится! Ты просто хорошо подумай!»
наверх