Scratch-коктейль творчества и позитива

Scratch-коктейль творчества и позитива



КЕМСТАЧ ЕЛЕНА АДАМОВНА

учитель-методист, учитель информатики ГУО "Гимназия «№ 22 г. Минска"


Когда-то во время мастер-класса для педагогов (не информатиков) я предложила участникам продолжить фразу «Программирование – это…». «Темный лес», – написал кто-то. Интересно, а с чем у учащихся ассоциируется слово «программирование»? Я предложила то же задание девятиклассникам, которые уже четвертый год изучают Pascal, и учащимся 5-го класса, посещающим кружок по Scratch. Да, я не ошиблась в своих предположениях.

Примерно для половины девятиклассников программирование – это «трудно», «непонятно», для кого-то даже «горе»… Конечно, порадовали ответы «мечта» и «будущая работа». Но, к сожалению, их было не много. А вот ответы пятиклассников были – «классно», «удовольствие», «интересно», «новые знания».

Не буду рассуждать о причинах негативного отношения к Pascal. Это тема для отдельного разговора. Проанализирую, почему детям так нравится Scratch.

Думаю, в первую очередь, это обусловлено тесной связью учебной деятельности с реальной жизнью. Возможностью создавать практико-ориентированные проекты: анимированную открытку для мамы, мультфильм о любимом щенке, квест или викторину по любому школьному предмету. Свою собственную игру, наконец! Решение новых жизненных ситуаций постоянно требует новых знаний. Ребята впитывают их как губка. Я бы сказала – испытывают жажду знаний. И переменная – это не призрачная ячейка в памяти компьютера, а сундучок, в который нужно собрать определенное количество бонусов для перехода на следующий уровень игры. Сложнейшие понятия из области программирования становятся доступными и простыми. А главное – необходимыми!

Scratch – это свобода. Свобода творчества. Не важно, над чем работают ребята: создают ремикс, проект по собственному или предложенному учителем сценарию. Каждый проект будет уникален. Каждый проект пропитан настроением, эмоциями автора, отражает его собственное видение темы. Творчество предполагает постоянное совершенствование творения и, соответственно, самого творца. Ребята с усердием трудятся над своими проектами. С нетерпением ждут следующего занятия. А некоторые, не дожидаясь, продолжают работу дома. И вот после долгих стараний все идет как надо: «Получилось! Работает!» Эти чувства – сильнейший внутренний мотиватор, чтобы снова и снова их испытать.

Новоиспеченным шедевром хочется быстрее поделиться. С друзьями, одноклассниками, родителями, со всем миром! Сайт сетевого сообщества Scratch дает возможность обмениваться проектами с другими пользователями, общаться с единомышленниками, получать ценные советы, заимствовать интересные идеи для своих проектов.

Ситуация успеха. В Scratch невозможно создать неправильный проект, как, например, неверно написать слово или решить пример по математике. Каждый проект имеет право на жизнь. Каждый проект – это мечта, фантазия автора. Это его шедевр. Его успех.

Успеху способствует и возможность командной работы. Команда – это единомышленники, партнеры, друзья. С ними можно обсудить сценарий будущего проекта, разделить обязанности, посоветоваться в ходе работы над проектом. Не зря ведь говорят: «Одна голова хорошо, а две – лучше». Да и дело спорится быстрее.

Как же организовать учебный процесс, чтобы поддержать интерес детей к программированию, не завести их в темный лес? Помните о жажде знаний? Так хочется утолить ее, позволить напиться вдоволь. Вот и ответ: приготовьте для своих учеников полезный и вкусный коктейль.

Рецепт занятий

Позвольте мне поделиться рецептом своего коктейля знаний. Ваше право – использовать мой рецепт, сделать ремикс или придумать свой. Итак…

Взять по чайной ложке жизненного опыта учащихся и мотивации. Тщательно перемешать. Это позволит создать ситуацию, в которой ученики почувствуют необходимость, важность изучаемой темы, увидят ее связь с реальной жизнью. Обычно в начале занятия предлагаю решить 1–2 логические задачи. Подбираю такие, чтобы условие было связано с темой предстоящего занятия. Например, при изучении темы «Координаты» предлагаю задание «Рисунок по клеточкам». При обсуждении решения задачи систему вопросов выстраиваю таким образом, чтобы ребята сами определили тему и цель занятия. Далее прошу привести примеры из жизни, где используются изучаемые понятия. Координаты – игра «Морской бой», ряд и место в кинотеатре, игра в шахматы. Алгоритм с ветвлением – переход через дорогу, циклический – чтение книги, сбор клубники. Ребята убеждаются, что любые наши действия можно описать с помощью алгоритма.

На занятиях.jpg

В подготовленную смесь постепенно вводим новые знания. Очень эффективно на этом этапе использовать учебные проекты, демонстрирующие работу отдельных команд или целых скриптов. Для лучшего усвоения предлагаю проекты, содержащие несколько вариантов скриптов. Например, в одном варианте использована команда Перейти в Х() Y(), а в другом – Плыть () секунду в точку Х() Y(). Необходимо по очереди собрать скрипты, протестировать и определить отличия в поведении спрайта. Среда Scratch превращается в лабораторию, а ученик – в исследователя. Знания, полученные эмпирическим путем, более надежны и ценны.

Теперь коктейль следует хорошенько взбить. Используем «алгоритмическую» физкультминутку. Учащимся предлагается набор карточек с изображениями стрелок, цикла, цифр от 2 до 5. Для разнообразия можно добавить карточки с картинками. Например, «машинка», «морковка», «собачка». Ребята из предложенных карточек составляют алгоритм, а затем под музыку все вместе выполняют его. Весело и с пользой встряхнулись.

Помните, что наш коктейль необычный? Не торопитесь пить! Дайте ему минут 15 отстояться, чтобы полученные знания закрепились. Предложите ребятам начать (продолжить) работу над проектом. Следует очень тщательно продумать и подготовить разноуровневые задания, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным. В своей практике использую небольшие проекты (реализуются в рамках одного занятия) и длительные (рассчитаны на 3–5 занятий). При реализации длительного проекта на первом занятии идет разработка сценария, выбор и (или) создание сцен и спрайтов. Кстати, сценарий очень удобно представлять в виде таблицы – хорошо прослеживается последовательность действий спрайтов и их взаимодействие. И еще, если возникают трудности при составлении сценария, организуйте мини-спектакль с героями-спрайтами. Последующие занятия – написание, тестирование и отладка алгоритма, а потом завершающее занятие – защита проекта.

Коктейль готов? В студию! Приглашаем на дегустацию – презентацию проектов. Своего рода отчет о проделанной работе. Предлагаю учащимся план защиты: демонстрация проекта, что удалось, что не получилось, что узнал, чему научился. Завершая выступление, ребята выражают свое впечатление о работе над проектом одним словом. Затем из этих слов с помощью сервиса Tagul создаю облако слов.

Помните о соблюдении санитарных норм! Общаясь с коллегами на мастер-классах и тренингах, выяснила, что многие испытывают затруднения в организации бескомпьютерной части занятия. Могу предложить следующие варианты решения этой проблемы:

  • решение логических задач, связанных с темой урока, – этапы актуализации знаний и целеполагания;

  • дидактические игры (лото, продолжи фразу, найди лишнее, лови ошибку…) – этапы актуализации знаний и целеполагания, первичная проверка понимания изученного;

  • сбор (алгоритм следует распечатать и разрезать на команды) и анализ алгоритма – актуализация знаний, целеполагание, первичная проверка понимания изученного, обобщение и систематизация знаний, коррекция знаний;

  • ребусы и кроссворды – актуализация знаний, целеполагание, первичная проверка понимания изученного, обобщение и систематизация знаний;

  • инсценировка проекта – изучение новых знаний и способов деятельности (хорошо использовать при составлении сценария проекта);

  • «о проекте одним словом» (учащиеся высказывают свое впечатление о проекте) – презентация и защита проекта, рефлексия;

  • физкультминутка.

Рецепт коктейля может изменяться в зависимости от типа занятия, уровня подготовленности учащихся, индивидуальных особенностей педагога. Я создавала этот рецепт с нуля, совершенствуя на протяжении почти семи лет.

Оглядываясь на пройденный путь

Мое первое знакомство со Scratch произошло в 2011 году. Это был год самостоятельного изучения новой программы. Я влюбилась в нее сразу! Изучала проекты на сайте сетевого сообщества, чтобы получить представление о возможностях среды. Учила детей и училась вместе с ними.

C 2012 по 2014 год участвовала в реализации Витебского областного инновационного проекта «Организация обучающего информационного пространства посредством использования облачных технологий». Первыми результатами работы в данном направлении были две исследовательские работы, выполненные в сотрудничестве с педагогами начальной школы. Опыт был удачным (работы были высоко оценены на российском конкурсе) и вдохновил на дальнейшую деятельность.

В 2016 году приняла участие в работе круглого стола «Программирование в среде Scratch» (Минск, ПВТ), на котором обсуждались вопросы обучения школьников программированию и разработки программ факультативных занятий по программированию в среде Scratch.

Глубокому изучению среды Scratch и системной методической работе способствовало участие в Республиканском инновационном проекте «Внедрение модели организации внеурочной проектной деятельности учащихся на I и II ступени общего среднего образования с использованием среды программирования Scratch» (2016–2018 гг.). Это были два очень трудных и напряженных, но интересных, насыщенных и плодотворных года. За время участия в проекте были разработаны:

  •  УМК для преподавания факультативных занятий «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» (4-й класс) и «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» (6-й класс);

  • проведена экспертиза и разработан набор учебно-методических материалов для 4-го класса учреждений общего среднего образования по учебной программе «Творческая деятельность в среде программирования Scratch»;

  • рабочая тетрадь к учебной программе факультативных занятий «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» для учащихся 4-х классов учреждений общего среднего образования. Данные разработки опубликованы на сайте Scratch.by.

Разработки отдельных занятий опубликованы также:

  • на сайте ведущего образовательного портала России «Инфоурок»;

  • на сайте образовательного проекта Polymedia;

  • в журнале «Пачатковае навучанне» (ноябрь, 2017), «Интерактивные проекты по литературному чтению» (приложение «Информационные технологии в образовательном процессе», с. 5–8).

Создан сайт «Scratch – шаг в цифровое будущее». На его страницах представлен дневник реализации инновационного проекта, размещены ссылки на творческие проекты учащихся. Сайт получил высокую оценку членов жюри интернет-проекта «Мир глазами ИКТ: традиции, инновации, успех» (с международным участием) в номинации «Инновации: всегда на шаг впереди».

Профессиональному росту и развитию способствовали:

проведение мастер-классов:

  • в Орше – для участников инновационного проекта;

  • в Минске – АПО, Республиканский VII рождественский фестиваль педагогического мастерства «Опыт лучших – достояние каждого: учитель-методист – образованию Республики Беларусь»;

  • в Минске – СШ № 55 и гимназия № 22;

проведение тренингов в Орше и Новополоцке;

участие и выступление на образовательном семинаре «Лучшие мировые практики обучения программированию» (с участием профессора Массачусетского технологического института Митчела Резника) (Минск, ПВТ);

работа в составе жюри республиканского конкурса «Scratch-мастер» для педагогов и конкурса «Программирование в среде Scratch» для учащихся.

Незабываемым ярким событием стало участие в Международной Scratch-конференции в Будапеште. Главным гостем конференции был Митчел Резник, руководитель исследовательской группы, занимающейся разработкой среды программирования Scratch. Конференция – это уникальная возможность встретиться с преподавателями Scratch со всего мира, изучить их опыт. Это интересные идеи, заряд бодрости и позитива, импульс для дальнейшего роста и развития.

За решением задачи.jpg

Участие в инновационном проекте, несомненно, способствовало моему профессиональному росту. Много времени уделяла самообразованию – изучению среды программирования Scratch, психологических особенностей учащихся 2–4-х классов, игровых методов обучения. Участие в конференциях, тренингах и мастер-классах вне зависимости от роли –слушатель или выступающий – это новые идеи, находки. Это проблемы, совместное обсуждение и решение которых приводит не только к поиску оптимального решения, но и формированию команды единомышленников. Разработка учебно-методических материалов стала стимулом к совершенствованию методики преподавания, поиску эффективных приемов и методов обучения.

Участие в конкурсах педагогического мастерства – это, конечно же, испытание! Испытание себя, своих сил, фантазии, мыслей, мнения, своей смелости и самооценки. Это сильнейший толчок к дальнейшему творческому развитию и возможность шагнуть за рамки своего предмета, своей школы, своей методики... Познакомиться и научиться, попробовать и поделиться... Безусловно, это призы, дипломы и благодарности.

Как изменились мои ученики? Ребята стали более креативными, активными и организованными. И жажда знаний осталась! Я бы даже сказала, что она усилилась.

Творческие способности учащихся были высоко оценены членами жюри различных конкурсов.

Хочется отметить, что чудесным образом изменились не только ученики, но и их родители. Они регулярно интересуются успехами своих детей, посещают факультативные занятия. Более того, они начали изучать Scratch! И теперь мы обсуждаем с ними вопросы создания таймера или клонирования спрайтов.

Самой высокой оценкой моего труда я считаю не дипломы, грамоты и благодарности, а то, что в конце занятия на мои слова «Урок окончен. Спасибо» слышу от детей: «Спасибо Вам!» «А когда следующий урок?» – спрашивает кто-то с надеждой, зная, что через неделю. Это и благодарность родителей, положительные отзывы коллег после проведенных тренингов и мастер-классов. Значит, я не обманула их ожиданий.

Scratch… Как много в этом слове

Для сердца нашего слилось,

Как много в нем отозвалось…

Азарт, Бессонница – Восторг!

Гармония, Друзья, Единодушье.

Желанье Знаний, Игры, Креатив,

Любовь, Мечты, Надежды, Опыт.

Проект, Партнеры, Passiоn, Play.

Ремикс, Свобода Творчества. Урок.

Фантазий Хрупких Царство,

Чудесные Шедевры! Эксклюзив!

Юнею Я. За это Scratch спасибо!


наверх