Путешествие в Scratch: от первых шагов программирования к творчеству и успеху

Путешествие в Scratch: от первых шагов программирования к творчеству и успеху











НИНА ЛЯШОНОК
учитель информатики ГУО ”Коробовская детский сад-средняя школа Глубокского района имени Р.И.Матеюна“

«Творчество - это не удел только гениев,

создавших великие художественные 

произведения. Творчество существует везде,

где человек воображает, комбинирует,

создает что-либо новое».

Л. С. Выгодский

 

 

Первая ступенька в Scratch

С 2017/2018 учебного года я начала вести факультатив ”Творческая деятельность в среде программирования Scratch“ во 2-4 классах в небольшой сельской школе Глубокского района, в которой обучается 83 учащихся.  

Знакомство с ребятами, моими любимыми скретчерами. Я сразу поняла, что у нас все получится. Они открытые и общительные, у них нет никакой замкнутости, они готовы постигать все новое и интересное.                

 И с первых занятий по Scratch глаза детей загорелись, они быстро освоились в этой удивительной стране программирования. И теперь факультатив по Scratch – это мастерская творчества и фантазии. Дети с радостью и большим желанием спешат на занятия. Scratch имеет достаточно простой интерфейс и обладает высокой степенью наглядности. Учащихся привлекает возможность самостоятельной деятельности, у них развиваются творческие способности. Мои ученики не работают по шаблону, они создают свои анимированные истории, разрабатывают сценарии, рисуют фоны и новые интересные костюмы для спрайтов, озвучивают своих персонажей. Благодаря Scratch, учащиеся знакомятся с такими профессиями, как писатель, сценарист, режиссер, художник, дизайнер, звукорежиссер. Они получают массу положительных эмоций при создании своих проектов и, если все получается, что задумали, то восторгу нет предела. Учащиеся с удовольствием делятся результатами своей работы, советуют друг другу, как сделать лучше, интереснее свой проект. Scratch помогает им проявить себя, показать, на что они способны. Ребята погружаются в мир увлекательной игры, где их герои оживают, ведут диалог, решают задачи. Scratch позволяет каждому ребенку выразить свою индивидуальность.

С сентября 2018 года на базе нашей школы в 5 классе открылся факультатив ”Создание компьютерных игр в среде программирования Scratch“. Эти занятия, в основном, посещают дети, которые в прошлом году стали призерами конкурсов и олимпиады в среде Scratch. Мы с детьми детально изучаем  и анализируем сценарии проектов различных компьютерных игр. Особенно увлечены ребята созданием интерактивных образовательных игр. Они разрабатывают проекты по белорусскому языку, географии, истории Беларуси: викторины, тестовые задания. В перспективе, я надеюсь, что мои ученики смогут стать настоящими профессионалами в этой сфере деятельности.

От теории – к практике

Факультативные занятия для младших школьников проводятся в игровой форме. Ребенку постоянно должно быть интересно. Все дети разные. Одни проявляют смекалку и усваивают материал очень быстро, другие подолгу могут ”зависать“ над простейшими задачами. Всегда нужно иметь в запасе бонусы для смышленых детей (дополнительные задания, хитрые условия и т.д.). При изучении языка программирования Scratch  основной упор делаю на организацию проектной деятельности учащихся. Проекты должны быть посильны ребенку. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Всего лишь помощь, но ни в коем случае не навязывание своего мнения. Проект – это возможность школьнику выразить свои собственные идеи и замыслы. Для исключения в процессе монотонности, стараюсь организовать подготовку таким образом, чтобы работа превратилась в интересную игру.  Младшие школьники, в основном, создают мини-проекты. Вначале выбирается тема, составляется сценарий. И процесс пошел, идей много, каждый старается создать свое, интересное, неповторимое. При оценивании итогового проекта следует обращать внимание на такие его элементы, как: наличие заставки и титров с указанием авторства, наличие соответствующего музыкального сопровождения, художественное оформление, техническую сложность, практическую значимость проекта. Работа закончена, тестируем проекты, защищаем. Ребята сами оценивают результат, а я только проверяю.

Для учащихся 5 класса занятия проходят, в основном, в форме урока, включающего изучение теоретического материала и его практическое применение. При объяснении новой темы демонстрируются работы готовой программы, затем учащиеся записывают теорию и приступают к практическому выполнению заданий на компьютере. В ходе занятий проводятся краткие тестовые опросы по знанию команд среды программирования Scratch. Также использую такой прием, как  «Интеллектуальная разминка». Разминка проводится в начале урока и включаетв себя вопросы, которые позволяют выявить уровень интеллектуальных знаний и умений учащихся. Вопросы читаются один раз и требуют быстрого ответа. Такое начало урока учащимся очень нравится, и они моментально включаются в работу. Наряду с тренингом использую принцип непрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе изучения темы учащимся предлагаются задачи различного типа сложности.

Следующий прием называется  «Свободный микрофон». Учащимся предлагаю высказать свою точку зрения по заданному вопросу. Ребята четко и лаконично излагают свою мысль и делают выводы. Эта форма способствует развитию у них коммуникативных навыков.

Вызывает интерес у детей занятия на разгадывание и составление ребусов. В начале изучения новой темы с целью заинтриговать новым понятием, я предлагаю решить ребусы, связанные со средой Scratch.                      

А  в  завершении изучения материала ребята дома сами составляют ребусы.

Также используются такие формы работы, как тестировщик, испорченный код, работа  в  code.org. Эти занятия развивают логику, алгоритмическое мышление, память.

Один  раз в четверть выпускаем “Информационный вестник Scratch», который знакомит учащихся с последними новостями в мире информационных технологий. Темы: «Митчел Резник – основатель Скретч»; «Возможности Скретч 3.0» «Сообщество Belarus Scratchers» и другие.

Учащиеся 4-5 классов создают более сложные проекты, даже долгосрочные. Они могут начинать что-то новое, а потом снова возвращаться к ранее созданному проекту. Вот, например учащиеся 5 класса разработали серию образовательных проектов по учебному предмету “Математика” для 4 класса. В будущем они планируют все это объединить в один образовательный проект.

На занятиях применяю словесные методы обучения: лекции, объяснения, демонстративно-наглядные (демонстрация скриптов, проектов, мультимедийных презентаций), работу по группам.

Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в парах и группах друг с другом. Для закрепления изученного материала мы пользуемся рабочими тетрадями, которые размещены на сайте www.scratch.by.

В каждом ребенке с рождения заложены творческие задатки. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых, как учителя, так и в первую очередь, родителей. В основу своей работы я ставлю развитие творческих способностей детей, и это пробуждает в каждом ребенке интерес. Конечно, уже в младшем школьном возрасте закладываются основы творческой деятельности, развивается воображение, фантазия, творческое мышление. Чтобы стимулировать детей к творчеству, нужна похвала за их работу, даже если она незначительна. Для ребенка это очень важно! Необходимо поощрять детей. В качестве поощрения использую наклейки, смайлики, небольшие сувениры. В каждом классе у меня есть помощники, которые больше других успевают в  обучении. Они помогают отстающим ребятам.

Предлагаю своим ученикам сочинить что-то необычное, придумать интересное название проекта, имена для спрайтов. И здесь фантазия у них работает на сто процентов. При создании проектов дети советуются со своим родителям, родственникам. И они вместе составляют сценарии для проектов “Моя семья”, “Мой дом”, “Мои предки” и другие. Это развивает любознательность, умение обобщать, сравнивать, а также способствует сплачиванию семьи.

Заметить детскую одаренность – важнейшая задача учителя. Ведь все радости начинаются с творчества.

Творчество начинается с учителя

Часто задаю себе вопрос: чем Scratch вызвал во мне такой интерес?            

 Я окунулась в мир проектов с головой. Иду вперед. И не хочу останавливаться. Ответ прост: я занимаюсь делом, которое мне приносит творческое вдохновение. Я с радостью спешу на работу, ведь там меня ждут любознательные и творческие, находчивые и креативные ребята – мои любимые ученики.

Часто в жизни у нас возникает желание чего-то добиться большего, освоить что-то новое, самосовершенствоваться в своей профессии. И если в процессе поиска нам встречаются истинные единомышленники, то наступает момент удачи. Жить и творить становится намного интереснее! 

О среде программирования Scratch я впервые узнала на районном методическом объединении учителей информатики. Одним из вопросов, который обсуждался на данном мероприятии, был новый для меня язык программирования. Стала изучать различную литературу по данной тематике, просматривать видеоуроки, знакомиться с проектами. У меня возник  интерес, наверное, еще потому, что по специальности я учитель изобразительного искусства.  А в Scratch можно проявить себя как настоящий художник, нарисовать интересные спрайты, фоны, потом написать программу и все это оживить. Мне всегда хотелось поработать мультипликатором. А здесь представилась  такая возможность! Меня это увлекло, и я поняла, что хочу освоить этот красочный язык программирования более углублено и всему этому обучить детей.

Благодаря Парку высоких технологий в ноябре 2017 года приняла участие в тренинге по изучению учебных программ по программированию                в среде Scratch в рамках образовательного проекта ”Программирование – вторая грамотность“. Мероприятие было интересным и познавательным. Тренинг длился всего два дня, но мы получили такой заряд энергии, что, несомненно, захотелось все это передать своим ученикам. Зарегистрировавшись на сайте www.scratch.by, получила доступ к ресурсам, которые там находятся.

Чтобы быть хорошим учителем, необходимо безупречно знать и любить тот предмет, который преподаешь. А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем. Я, конечно же, постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю книги, проекты,  опубликованные на сайте www.scratch.mit.edu, нахожу необходимый материал в сети Интернет. В 2018 году приняла участие в республиканском конкурсе для педагогов ”Scratch-Мастер“ с проектом ”Викторина по русскому языку для 3 класса“. Прошла онлайн-курсы «Программирование на Scratch: базовый уровень» и получила сертификат. Участвовала в республиканском конкурсе для педагогов «Моя Scratch-история».

16 мая 2018 года мне посчастливилось принять участие в образовательном семинаре ”Лучшие мировые практики обучения программированию“ с участием профессора Массачусетского технологического института Митчела Резника, организованном Парком высоких технологий в Минске.У меня остались самые приятные впечатления и незабываемые воспоминания от этой удивительной встречи. Митчел увлек нас интересным рассказом о истории создания Scratch, познакомил с новыми возможностями программы и перспективой развития среды Scratch. После этой встречи мне захотелось еще больше углубить свои знания о среде программирования Scratch, чтобы научить детей создавать новые интересные проекты. 

Наша взлетная полоса

Одним из условий развития успешности своих учеников я вижу в вовлечении их в олимпиадную и конкурсную деятельность, ориентированную на творчество и возможность для самореализации. Ребята с удовольствием участвуют в различных мероприятиях по Scratch  и  добиваются хороших результатов. В 2017/18 учебном году трое учащихся 4 класса приняли участие в районной олимпиаде по Scratch и получили дипломы І степени. Конечно же, за этим стоит большая подготовительная работа. Мы много занимались дополнительно, изучали теоретический материал, решали логические задачи. Особое внимание уделили практической части олимпиады. Поэтому получился отличный результат. Появился стимул идти дальше, совершенствовать свои знания и умения. За победителями потянулись и другие дети. И уже в областном конкурсе   по программированию ”Юный скретчер“ от нашей школы было представлено 8 проектов в разных номинациях, и все они были отмечены жюри: три диплома І степени, один - ІІ степени и четыре диплома ІІІ степени.

Самым приятным и знаменательным было участие Ромашко Карины, учащейся 4 класса, в финале республиканского конкурса ”Программирование в среде Scratch – 2018“, который проходил в Орше. Карина защищала свой проект ”Яблочный счет“ в номинации ”Анимированная задача“. Это ее дебют, первые шаги в мир программирования. И не важно, что Карина не вошла в число победителей, но участие в финале для нее – это уже победа! Девочка познакомилась с другими проектами, посмотрела, как проходит защита проектных работ. Финалисты получили не только положительные эмоции, но и ценные подарки от Парка высоких технологий. По приезду домой Карина поделилась своими впечатлениями с друзьями и одноклассниками. После этого желающих изучать язык программирования Скретч, конечно же, стало намного больше.

2019 год начался для моих скретчеров особенно удачно. Двое учащихся 5 класса нашей школы участвовали в финале  открытого конкурса интерактивных апплетов по учебным предметам «Математика» и «Английский язык» «MAKE YOURSELF», созданных учащимися в среде программирования Scratch (с международным участием) и стали победителями в номинации «Maths smarts learning». Диплом I степени – Никулин Евгений; Диплом II степени – Ромашко Карина.

В феврале учащиеся 5 класса: Федичкина Юлианна, Ромашко Карина и Никулин Евгений приняли участие в профориентационно-образовательном хакатоне «MakeYourSelf – make a game!» (с международным участием, Литва). Ребята работали в роли web-дизайнеров, программистов и совместно с литовскими школьниками создавали проекты и проявили себя настоящими знатоками  среды программирования Scratch.Учащиеся получили дипломы победителей и ценный опыт, который пригодится им в дальнейшем.

И, наконец, самое яркое событие. Объявлены финалисты открытого конкурса для школьников «Программирование в среде Scratch - 2019». Среди них Квач Анастасия и Мишуто Никита, учащиеся 2 класса в номинации “Профессия будущего”. Эмоции зашкаливают. Ребята ответственно готовились к первому в их жизни такому маштабному конкурсу. Много занимались дополнительно. А потом долгая дорога в Минск. Два с половиной часа на выполнение задания и защита своих проектов. В итоге они награждены дипломами ІІІ степени и современными смартфонами.

И здесь не могу не сказать про этих детей. Они большие молодцы.                  

А начиналось все так. Наше знакомство с ними произошло еще год назад, когда они были первоклассники. На кружок «Занимательная информатика» ребят привела их классный руководитель Федорова Анна Станиславовна. Так началось наше путешествие в мир информатики. Мы изучали устройство компьютера, учились правильно работать с мышью и клавиатурой. Дети разукрашивали готовые картинки по образцу, потом сами создавали  свои первые картины в графическом редакторе. Освоили текстовый редактор, стали набирать небольшие тексты. Не сразу у них это получалось, но ребята проявили максимум усердия и старания. С сентября 2019 года, став второклассниками, они начали работать по программе факультатива «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» и уже дополнительно находили время для создания проектов в Scratch. Стали изучать возможности программы. И жизнь закипела. Творчеству нет предела.

Впереди новые конкурсы, олимпиады. Желающих участвовать стало еще больше. Работа кипит, планов много. Готовим проекты для следующих конкурсов. Анализируем, придумываем, воплощаем!  Но успех не приходит сам по себе. И они знают, что хороших результатов можно добиться только усердием и старанием.

Как видим, мы начали свои первые шаги в программирования Scratch с творчества, и пришли к  успеху. Я надеюсь, что впереди еще новые победы и достижения.

Я счаслива в профессии. Мне повезло с учениками. Они очень творческие и креативные. Особенно радостно становится, когда дети погружаются в среду программирования и начинают самостоятельно экспериментировать и создавать проекты, опираясь на собственное воображение. А я просто стараюсь раскрыть их таланты, их индивидуальность, их творческие способности. Они полюбили Scratch так как люблю его я.  Надеюсь, что в будущем занятия по Scratch помогут моим любимым скретчерам самореализоваться в жизни, в профессии.

Среда Scratch доступна каждому, кто хочет развиваться и творить.

Scratch – это первая и важная ступенька для ребенка в сложный и перспективный мир познания программирования. А возможности – безграничны!!!

 

наверх