Педагогический опыт «Обучать успешных людей!»

Педагогический опыт «Обучать успешных людей!»





НИКИФОРОВИЧ ЕЛЕНА ЧЕСЛАВОВНА
учитель информатики ГУО "Средняя школа № 1 г. Глубокое имени П.О. Сухого"

Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие.

Оризон Свит Марден

 

Мое педагогическое кредо – обучать успешных людей. Но как этого достичь?

Самое важное – сделать хоть что-то для достижения успеха, и сделать это прямо сейчас. Это и есть самый главный секрет – несмотря на всю свою простоту. Потрясающие идеи есть у каждого, но редко кто делает хоть что-то, чтобы воплотить их на практике, причем прямо сейчас. Не завтра. Не через неделю. Сейчас!

Я считаю, чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя. По словам Ушинского, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Значит, учеба всегда просто необходима.

Актуальность

На уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизни человека притупляют этот интерес, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол. А ведь предмет информатика – это не только компьютер, это широкая теоретическая база, понятийный аппарат, математическая логика, теория алгоритмов и многое другое, что часто является сухим и неинтересным для учащихся.

Самым нелюбимым разделом информатики почти для всех учащихся (по результатам анкетирования для 92%) является «Алгоритмизация и программирование».

И даже примеры из жизни известных в ИТ-сфере людей не приносят результата. Аргумент, что программисты – востребованная и высокооплачиваемая профессия, действует не на многих. Основная масса учеников остывает к предмету уже ко второму-третьему уроку после начала изучения этой «китайской грамоты». Использование языка программирования Pasсal дает негативный эффект. Приходится учить много непонятных терминов, да и интерфейс среды программирования не очень привлекательный. На изучение темы в каждом классе дается 7–8 часов. Что знал – за год забыл. Все это вызывает у большинства учащихся стойкое нежелание изучать программирование.

Участие в олимпиадах стимулирует повышение интереса, но уровень олимпиадных заданий очень высок, так что он не для всех. Измученные многократными повторениями и плохими оценками по теме, радостно переходим к изучению других разделов курса.

Нередко причина плохого отношения школьника к предмету, отсутствие интереса к нему заключаются не в самом ребенке, а в недостаточном профессиональном мастерстве педагога, его личных качествах. Я часто задавала себе вопрос: что я делаю не так? Ведь дети с удовольствием работают с прикладными программами, рисуют в Paint и Macromedia Flash

А можно ли нелюбимую тему превратить в любимую и интересную? Просто нужно найти выход из сложившейся ситуации, тогда и проблема решится, и предмет станет более увлекательным.

Я знала, что есть визуальные языки программирования. Часто пользовалась ресурсом Code.org. Состояла в группе «Вконтакте» «Scratch-уроки, программирование для школьников» и в тематических сообществах Google+.

Длительность работы над опытом

И вот 25 августа 2016 года я попала в Парк высоких технологий на тренинг для преподавателей школ по изучению учебных программ по программированию в среде Scratch. Я встретила там много увлеченных людей. Заразилась идеями. После этого для меня мир перевернулся. И я взялась за изучение среды Scratch. Меня поддержала коллега, учитель информатики и математики нашей школы Надежда Владимировна Галузо. И началось… Изучение литературы, семинары, тренинги, мастер-классы, конкурсы… Возникла идея!

Цель: повысить мотивацию к изучению программирования, используя среду программирования Scratch.

Задачи:

  • сформировать навыки разработки проектов;

  • способствовать развитию логического критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;

  • формировать положительное отношение к информатике;

  • развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, группе, коллективе;

  • воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда.

Проблема: каковы же пути и средства применения среды программирования Scratch при изучении информатики?

Новизна педагогического опыта заключается в творческом сочетании и применении среды программирования Scratch в процессе обучения информатики.

План работы

1-й этап – подготовительный: самодиагностика; анализ затруднений; собеседование с руководителем РМО, администрацией школы.

2-й этап – организационный: изучение ситуации по выбранной теме; соответствующей научно-методической литературы и интернет-ресурсов; посещение семинаров, тренингов, мастер-классов; взаимодействие со специалистами в данной теме.

3-й этап – практический: выступления; проведение мероприятий, мастер-классов; формирование методического комплекса; отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов; участие в конкурсах.

4-й этап – обобщение и распространение опыта: выступления на районном, областном, республиканском уровне, публикации по теме. 

Технология опыта

Использование визуальной среды программирования Scratch, по моему мнению, способствует достижению двух целей. Во-первых, эта среда не отпугивает детей сложными для запоминания операторами и командами. Во-вторых, она дает возможность усвоить базовые понятия поэтапно. Ребенок получает и совершенствует навыки программирования постепенно, незаметно, в процессе создания привлекательного проекта. Он наделяет своих персонажей свойствами и программирует их действия, используя при этом базовые алгоритмические конструкции, восприятие которых на традиционном уроке происходит далеко не с первого раза.

Я считаю, что программирование – это не завтра, а уже сегодня! Программирование – это действительно вторая грамотность. Поэтому уже в начальной школе ребятам нужно показать, что это такое. И тогда полученные знания помогут учащимся к 8–9-му классу заняться программированием серьезно. Но это не значит, что все должны быть программистами. Может, они займут рабочие места, где вместе с другими знаниями потребуются элементарные навыки программирования. Ребята должны сами выбирать свое будущее. Но увлечение программированием, конечно, принесет пользу. Ведь учиться программированию нужно просто для того, чтобы лучше понимать мир, в котором мы живем, быть в состоянии контролировать его.

Администрация нашего учреждения образования и Глубокский отдел образования поддерживают все начинания по внедрению Scratch в образовательный процесс. Вот уже третий год в школе реализуется образовательный проект «Программирование в среде Scratch». Для учащихся 2–4-х классов организованы занятия на платной основе «Творческая деятельность в среде программирования Scratch», а для учащихся 5–6-х классов ведутся факультативные занятия «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch».

В этом учебном году организовано две группы (20 человек) учащихся 2-х классов. Для учащихся 3-х классов также созданы две группы (20 человек) и для учащихся 4-х классов – аналогично.

Для информирования родителей детей в начале каждого учебного года вопрос об организации занятий на платной основе и факультативных занятий включен в повестку родительского собрания. Я подробно объясняю родителям, почему сегодня важно уметь программировать и в чем преимущества Scratch как образовательной среды. А ребята, которые уже посещали занятия, вот уже два года презентуют перед родителями свои лучшие проекты.

Вопрос о внедрении Scratch в образовательный процесс рассматривался в учреждении образования на педагогическом совете «Информационные компьютерные технологии в образовательном процессе как средство повышения качества образования». Я выступила с темой «Среда программирования Scratch как инструмент повышения мотивации учащихся к обучению».

Никифорович_коллаж 1.jpg

На совещании при директоре в конце каждой четверти рассматривается вопрос об участии учащихся и учителей в различных Scratch-мероприятиях. Этот вопрос регулярно заслушивается и на заседании Совета отдела образования.

В нашей школе стало традицией проводить Неделю точных наук. В ее рамках организуются мероприятия по популяризации программирования в среде Scratch: публичная защита проектов «Калейдоскоп идей», КВН «Юный скретчер», обучающий семинар для учителей начальных классов, квест «Где заблудился Спрайт?».

Ребятам очень понравился конкурс видеороликов. Первое место в нем занял ролик учащегося 10-го класса Владислава Ахвердиева «Я выбираю Scratch!».

У нас в районе организовано сообщество «любителей Scratch» и разработан четкий план работы. Возглавляет сообщество учитель-методист, Scratch-мастер Лидия Анатольевна Романчук. Я, в свою очередь, возглавляю творческую группу учителей информатики. На методических объединениях, на заседаниях творческой группы, в тематической группе в Viber «Инфо_Скретч» мы делимся опытом, решаем возникшие вопросы, обсуждаем перспективы.

Для учителей информатики в рамках районных методических объединений были проведены семинары, мастер-классы, практические занятия по внедрению Scratch в образовательный процесс. В этих мероприятиях я принимаю активное участие, и не только как участник, но и как организатор и выступающий. Так, делилась с коллегами опытом по вопросам: «Креативное программирование», «Типы вопросов в викторинах», «Использование обучающих проектов, созданных в среде программирования Scratch, на других уроках».

17 марта 2017 года делегация педагогов Глубокского района приняла участие во 2-й международной и 7-й межкраевой педагогической конференции по обмену опытом «Возможности совершенствования компетенций учащихся в учебном и воспитательном процессе» в г. Дагда Латвийской Республики. В конференции принимали участие педагоги Литвы, Латвии, Беларуси, Польши. В своем выступлении «Среда программирования Scratch для развития ключевых компетенций учащихся» я поделилась системой работы, которая создана у нас в районе. Зарубежные коллеги, среди которых присутствовали директора школ, работники отделов образования, были впечатлены популяризацией среды программирования Scratch, которая ведется в нашем районе и в Республике Беларусь в целом.

Большую пользу принес тренинг преподавателей школ по изучению учебных программ по программированию в среде Scratch в г. Гродно с 31 октября по 1 ноября 2017 года. Целью тренинга была методическая поддержка и приобретение навыков, необходимых для проведения занятий со школьниками. Организатором мероприятия выступил Образовательный центр Парка высоких технологий.

Мы с коллегой Н.В. Галузо удивили организаторов, так как приехали из Витебской области. Теплая атмосфера, отличная организация, приятные бонусы (книги, подарки) от Парка высоких технологий… Наш тренер Татьяна Худик поделилась многими секретами и многому нас научила. За это мы ей безмерно благодарны.

Событием 2017/2018 учебного года, конечно, стала встреча в Парке высоких технологий с основателем Scratch Митчелом Резником. Этого события я и мои ученики ждали с нетерпением. Хотя ребятам и не посчастливилось побывать на встрече, они с волнением слушали мой рассказ, с интересом рассматривали фотографии. А автограф, полученный мной на этой встрече, висит на самом видном месте в кабинете информатики.

Никифорович_коллаж.jpg

Летом учащиеся нашей школы с удовольствием посещают профильный оздоровительный лагерь по информатике на базе Глубокской районной гимназии «Юный айтишник». В этом лагере собираются дети из школ города и гимназии, которые достигли высоких результатов в различных конкурсах, олимпиадах в среде программирования Scratch. И мест в лагере всегда меньше, чем желающих туда попасть.

Вот уже два года я веду там занятия по программированию в среде Scratch. За время проведения лагеря дети углубляют свои знания в программировании, создают свои проекты. Среди этих проектов можно найти как анимацию или мультипликацию, так и викторины, игры.

Кроме занятий, в лагере организована интересная и насыщенная программа: конкурсы, встречи, спортивные соревнования, походы, экскурсии… С нетерпением ждут ребята поездку в г. Минск. В прошлом году мы посетили Парк высоких технологий. Одним из важных событий в жизни лагеря в этом году стало посещение школы робототехники в г. Минске. Сотрудники школы смогли вызвать большой интерес у детей. Был проведен шикарный мастер-класс с использованием элементов соревнования по пяти станциям: «Футбол WeDo», «Игра-Scratch», «Робосумо», «Гонки» и «Творческая станция». Детям было интересно, они задавали много вопросов.

А на весенних каникулах у нас стало традицией проводить районную олимпиаду по программированию в среде Scratch для учащихся 3–6-х классов. 

Результативность и эффективность опыта

Ученики нашей школы активно участвуют в различных мероприятиях и конкурсах и одерживают победы.

К примеру, 39 школьников 2–6-х классов приняли участие в конкурсе «Моя Scratch-история». Ребята на занятиях старались заработать наклейки, чтобы заполнить карточки участников. Затем в рамках единой городской субботы прошла презентация «Моя Scratch-история». В гости к нам пришли ребята других городских школ со своими «историями». У каждого она была своя. Но все они были интересные и удивительные! Заполненные карточки ребята направили в адрес администрации Парка высоких технологий и за это получили небольшие призы (открытку и фликер). Призы были торжественно вручены на линейке 1 сентября. Сколько было радости и гордости! Ребята рассказывали одноклассникам, что такое Scratch и как они зарабатывали наклейки.

Особым событием для второклашек было снятие видеописьма доброму «Деду Морозу» в Парк высоких технологий. Дети очень волновались, учили текст, готовились к съемкам и, конечно же, ждали чуда. И в канун Нового года чудо свершилось. Спонсорская помощь в виде денежных средств для приобретения компьютерной техники была предоставлена ООО «Масштабные решения». Иностранное производственное унитарное предприятие «АйБиЭй АйТи Парк» оказало ее в виде вычислительной техники и оборудования. Это позволило нам обновить компьютерную технику кабинета информатики, ведь нашим компьютерам было уже более десяти лет, и они давали сбои: нельзя было работать со средой программирования Scratch в режиме онлайн, видео и картинки грузились с трудом.

После Недели точных наук и особенно конкурса видеороликов многие ребята заинтересовались программированием. Команда 10-го класса «IT-пер4ики» приняла участие в республиканском веб-квесте «Я б в айтишники пошел, пусть меня научат». Веб-квест был организован Малой академией Образовательного центра Парка высоких технологий. На протяжении шести недель команда изучала различные профессии в IT-сфере, получала новые знания, реализовывала проект по заданию.

Борьба между лидерами шла до последнего! Победители определились в финальном туре. Наша команда в упорной борьбе минимально уступила командам «SMP» из Славгорода и «SkyNet» из Гродно и заняла 3-е место.

Я тоже стараюсь не отставать от своих учеников и приняла участие в открытом конкурсе для педагогов «Scratch-мастер» в категории «Образовательный проект в среде программирования Scratch» в номинации «Образовательный проект для 4-го класса». Тема проекта – «Стужка часу». 

Заключение

Обучать успешных людей! Это выражение относится к моим ученикам! Потому что каждое занятие – это успех, когда ребенок видит, на что потрачено время, и может делиться результатами своего творчества с другими. Он может рисовать своих героев и программировать их поведение, реализовывая свои мечты. Он может учиться, создавая свою собственную уникальную игру. Он может сделать свой мультфильм и поделиться им с друзьями. Возможности этой программы безграничны, как и детская фантазия.

Мне было очень интересно наблюдать за детьми, которые без подготовки и навыков работы с абсолютно незнакомой средой программируют. И меня приятно удивило, что программированием увлеклись даже не очень сильные ученики.

Я считаю, что победы в конкурсах – это не самое главное! Самое главное – это победы над самим собой. Ведь программирование в среде Scratch развивает уверенность в себе, творческий потенциал, а также предоставляет инструменты для создания мира безграничных возможностей, где учащиеся могут создавать свои собственные пути и решения.

Я хочу выразить благодарность Парку высоких технологий за очень интересный и своевременный образовательный проект по обучению школьников 2–6-х классов программированию на языке Scratch. Благодаря ему учителя имеют возможность повышать методический уровень на курсах, тренингах и семинарах, пользоваться программами и разработками занятий, получать в подарок литературу.

Большую помощь в работе оказывает сайт http://scratch.by. Там я узнаю последние новости, анонсы конкурсов, нахожу много полезных методических материалов, которые оказывают помощь в планировании и проведении занятий.

Также я благодарна администрации нашего учреждения образования и Глубокскому отделу образования, которые поддерживают все начинания по внедрению Scratch.


наверх