• En
  • Рус

«Scratcher – миссия выполнима…»

«Scratcher – миссия выполнима…»




                                                                                                     










БАБИЧ ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ
Учитель истории и обществоведения ГУО "Рассветовская средняя школа Клецкого района"
Работает учителем истории и обществоведения с 2017 года
Опыт работы в среде Scratch:с сентября 2018 года
Победитель конкурса "Моя Scratch-история 2018" в номинации "Мой дебют"


Начиная писать свою Scratch-историю, я задался вопросом, а что рассказать? Что может включать в себя «история» педагога, который только начал свой путь в изучении этой новой, для него, области? Ведь у меня еще нет достижений, результатов, побед и даже опыта в этой сфере. Но разве прийти в профессию, не побояться изучать абсолютно новую для себя плоскость, показать, в первую очередь себе, что ты действительно мобильный, не останавливающийся на достигнутом, молодой и современный учитель, уже не достижение? А опыт и победы еще впереди – главное стремиться. Дальше все сложилось само собой.

В первую очередь, я задумался над формулировкой темы – «Scratch-история: мой дебют». Дебют. А что собственно такое дебют? Когда слышу это слово, на ум приходит сцена. Так оно и есть, все толковые словари определяют дебют, в первую очередь, как – первое или пробное выступление на сцене, а потом уж добавляют – или на новом поприще. И я подумал, а как я представляю свой дебют в преподавании Scratch? Для меня это тоже своего рода сцена. Ведь я – главное действующее лицо, мои ученики – зрители, только вместо песни или танца, я даю им свои знания. Сейчас популярными стали сценические выступления, в которых актер напрямую работает со зрителем, так называемые интерактивные постановки, так вот и у педагога, в некотором роде, происходит то же самое. Он, вовлекая ученика в процесс обучения, пытается не просто донести ему информацию, но целиком и полностью вовлечь и погрузить его в тему, ход урока, заинтересовать его в дальнейшем изучении предмета. Тем более, что в XXI веке – веке инновационных технологий, что как не программирование может на сто процентов увлекать и быть интересным и актуальным для школьника?

Рисунок1.jpg

И все же, на сцену может выйти не каждый. Так же и в педагогике. Не все могут пройти путь из зрительного зала на сценические подмостки. Для этого нужно пройти нелегкую дорогу. Восхождение, которое состоит из множества ступенек, преодолеть каждую из которых бывает неимоверно трудно. Вот и свой дебют на сцене Scratch-программирования и преподавания я решил показать через описание каждой ступеньки, которую я прошел на этом, местами тернистом, пути.

Предлагаю пройти этот путь вместе со мной. Первая ступенька моего пути – это знакомство со средой программирования Scratch. Как я узнал об этой области и почему она вызвала у меня интерес?


Несмотря на то, что по специальности я являюсь учителем истории и обществоведения, меня с детства увлекали компьютерные технологии, в целом, и программирование, в частности. Я всегда старался идти в ногу со временем и следить за развитием современных тенденций. Поскольку я только начал свою педагогическую карьеру и являюсь молодым специалистом, со стажем работы всего в один год, в школе меня всегда поддерживают и направляют, стараются дать возможность всестороннего развития. Несмотря на то, что я преподаю в деревенской школе, наше учреждение образования является одним из самых результативных в регионе. Школа оснащена всеми необходимыми техническими ресурсами, начиная от интерактивной доски и заканчивая планшетами. Мы часто являемся призерами на международных, республиканских, областных и районных конкурсах и стараемся следить за всеми образовательными новинками. Не стало исключением и изучение среды программирования Scratch. Руководство школы предложило мне попробовать себя и своего ученика в одном из конкурсов от Парка Высоких Технологий по Scratch. С этого момента я и начал интересоваться и знакомиться с этой средой программирования, которая на данный момент набирает интенсивные обороты, хоть и преподается на факультативном уровне, пока в немногих школах.

Данная область показалась мне интересной и актуальной – ведь за программированием будущее. Сейчас программисты одни из самых востребованных и высокооплачиваемых работников, а то, что даже маленькая деревенская школа стремится дать своим ученикам хотя бы минимальный базис в этой области подчеркивает возможности мировой глобализации, которая дает шанс каждому ученику проявить себя в той сфере, которая его интересует. Осознав все это я перешел на вторую ступеньку своего пути, своей Scratch-истории – источник мотивации.

Здесь есть две стороны вопроса: моя личная мотивация, как педагога, и мотивация моих учеников. Что касается моей мотивации, то здесь все просто – в первую очередь, изучение языка программирования Scratch – это возможность саморазвития для меня как педагога и всесторонней личности. Scratch – это возможность заниматься тем, что интересовало меня всегда. Scratch – это возможность идти в ногу со временем и привносить инновации в свою школу. Scratch – это возможность самому обучиться чему-то новому и обучить этому своих учеников. Да и материальная сторона вопроса задает нужный тон и мотивацию для педагога, ведь участие в многочисленных конкурсах дает возможность получать призы и денежные вознаграждения, при этом занимаясь любимым делом.

Со мной все совпало. А вот ученики, как заинтересовать их в изучении новой области? Многие из них и так заняты на многочисленных кружках и факультативах, не говоря об уроках, а некоторые просто не слышали о таком языке программирования как Scratch, в частности, и языках программирования вообще. Но здесь мне на помощь пришло то, что в современном мире каждый школьник владеет компьютером и все что связано с ним интересно для учеников.

Рисунок3.jpg

Я являюсь руководителем объединения по интересам «Кадр», которое на протяжении уже нескольких лет действует на базе нашей школы и занимается изучением компьютерных технологий, школьники изучают «Фотошоп», монтируют видео и т.д. Поэтому, решив преподавать факультатив по Scratch в школе, я сначала спросил у своих учеников, которые посещают данное объединение по интересам: интересно ли им изучение этого вопроса? Многие сразу ответили – да, но некоторые сомневались. Тогда я рассказал ребятам насколько актуальны в современном мире такие сферы как программирование и компьютерные технологии, как они востребованы сегодня и сфокусировал их внимание на том, насколько немного учреждений образования могут дать возможность своим ученикам на бесплатной основе изучать язык программирования. Потом я показал, что можно сделать с помощью программы Scratch. Конечно, все дети обожают компьютерные игры, а их создание всегда было за гранью неизвестности, тут уж все заинтересовались тем, что теперь каждый из них может попробовать себя в разработке собственных игр. Так я преодолел вторую ступеньку и даже часть третьей – трудности. 

Трудности неизбежны в любом начинании и в любой профессии. Я, как молодой педагог, тоже столкнулся с рядом проблем. Самое главное, на мой взгляд, никогда не отчаиваться и объективно смотреть на все возникающие трудности. Первое, о чем я уже упоминал – это, конечно, мотивация учеников. Заинтересовать ребенка в том, чтобы начать изучать что-то новое не так-то просто. Благодаря правильному взгляду на вопрос, осознанию проблемы и пониманию того, как ее решить – я довольно быстро преодолел это затруднение.

Многие педагоги, которые начинают преподавать Scratch сталкиваются с такой проблемой как недостаток оборудования. У меня, в целом, такой вопрос не стоял, и я считаю, что это одна из самых важных плоскостей изучения любого языка программирования, которая не позволяет вводить данную дисциплину в качестве основной для изучения у школьников. 

У любого педагога, чтобы он не преподавал, существует проблема времени, а точнее, его постоянного отсутствия. Я также столкнулся с этим. Большое количество документации, подготовка к урокам, объединения по интересам, факультативы, классное руководство, конкурсы и соревнования, олимпиады – все это отнимает большое количество времени любого учителя. Для того чтобы уделить внимание еще и изучению и преподаванию новой дисциплины нужно много сил. Решить эту проблему не просто, но правильная организация рабочего времени, заинтересованность и мотивация – залог успеха.

Психологические проблемы также не стоит исключать из данного списка. Зачастую у педагога, который только начинает свой путь появляются такие мысли как: «у меня не получится», «я не смогу», «у меня все валится из рук», «это не мое». И я не стал исключением. Но все эти проблемы блекнут, когда ты видишь хоть один взгляд действительно заинтересованного в предмете ученика, который всегда с готовностью идет на занятие и ловит каждое твое слово.

Конечно, трудности будут возникать и потом, и все что я описал – это, возможно, только вершина айсберга, но главное – всегда быть готовым к их преодолению, к изменению личных интересов и мотивов, к самоанализу, к выработке критического взгляда на вещи.

Так, путем медленного, но верного решения всех проблем я постепенно перешел на новую ступень своей Scratch-истории, которая является неотъемлемой частью моего дебюта – работа в среде программирования Scratch.

Свою работу я начал с изучения базы и теоретической основы программирования в целом. Потом я изучил доступную информацию о языке программирования Scratch и начал делать первые попытки создать свою игру с помощью этой программы. Поняв, что это интересно, и я готов изучать программу дальше, я стал готовиться к получению сертификата по Scratch. Для того чтобы его получить мной был пройден онлайн-курс «Scratch для начинающих», который действовал в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность». Получив его, я начал более интенсивно и углубленно вникать в изучение этого языка программирования. Мои успехи пока скромные, сертификат я получил лишь два месяца назад, но уже имею некоторые разработки игр, которые были созданы мной и учениками, под моим руководством и даже отправлялись на конкурсы.

Поскольку моя основная специальность – история, то и игры я старался разрабатывать такие, которые можно было бы использовать, в том числе, и на уроках истории, поэтому, в основном, они носят развлекательно-образовательный характер. Таким образом, на факультативе я осуществляю и межпредметную связь, развивая учеников не только в области информатики и программирования, но и закрепляя у них знания по Отечественной и Всемирной истории, обществоведению, русской и белорусской литературе и другим предметам.

Для того чтобы еще более заинтересовать учеников в изучении Scratch,мы совместными усилиями, создавали и игры развлекательного направления. Например, одна из игр, которую мы разработали – «Аврора», была отправлена на конкурс. Данная игра состоит из трех уровней, которые сочетают в себе разные типы игр. Эта игра стала популярной среди школьников и пользовалась у них успехом.

Рисунок2.jpg

Конечно, я еще не владею навыками работы в среде программирования Scratch на сто процентов и разработанные мной и моими учениками игры нельзя назвать идеальными, но я каждый день совершенствую свои навыки и умения пытаясь достигнуть лучшего результата.

Естественно, что работа со Scratch повлекла за собой изменения в моей профессиональной деятельности. В первую очередь, они коснулись развития моих профессиональных навыков. Я стал более углубленно изучать новую для меня область информатики – программирование. Также я стараюсь следить за всеми обновлениями программы и участвовать во всех предлагаемых Парком Высоких Технологий конкурсах. Все это позволило мне дополнить свои навыки полезной, для каждого современного педагога, технической и информационной базой.

Конечно, приступая к любого рода работе или к изучению новой области знания, нельзя не задуматься о дальнейших перспективах саморазвития. Это та ступенька, которую я еще не преодолел, и надеюсь, которая будет всегда присутствовать на моем пути. Для того чтобы развиваться и достигать успеха нужно всегда объективно оценивать результаты своей работы и ставить перед собой новые цели и задачи, осуществление которых, поможет стать более успешным в своей дальнейшей профессиональной деятельности. 

Перспективы, которые я вижу на сегодняшний день, очень большие. Язык программирования Scratch, и его изучение, с каждым днем становится все актуальнее и популярнее среди молодежи, а поэтому педагоги владеющие им имеют больше шансов успешного трудоустройства, считаются более высококвалифицированными и вообще, в глазах нанимателя выглядят более грамотными и получают определенное преимущество перед другими работниками, не имеющими знаний в этой сфере. Поэтому, одним из путей саморазвития для меня может стать, в первую очередь, расширение участников факультатива по изучению Scratch, а в перспективе, и инициатива по введению Scratch в обязательную программу для школьников. Кроме того, постоянная доработка среды программирования Scratch позволяет ей стать еще понятнее и удобнее для любого ее пользователя.

Таким образом, мой дебют в Scratch-истории, преодолев все трудности, успешно состоялся, и сейчас я работаю над созданием своего Scratch-опыта, который, несомненно, пригодится мне в будущем. Каждая пройденная мной ступенька имеет очень важное значение в моей профессиональной деятельности. Моё знакомство со Scratch, мотивация, которую я вижу в каждом своем шаге на этом пути, преодоленные трудности, разработки, которые я уже имею – все это позволяет мне изменить свою профессиональную деятельности в лучшую сторону, и увидеть дальнейшие перспективы своего развития, и развития своих учеников на этом новом поприще.

 



наверх