Почему Scratch?
ЗУБРИЦКИЙ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ
Учитель информатики и музыки ГУО "
Ломашевская детский сад –
базовая школа Глубокского района"Опыт работы в среде Scratch:с января 2017 года
Участник конкурса "Моя Scratch-история 2018" в номинации "Мой дебют"
Секрет успеха – не информация, а люди"
Ли Якокка
Развитие технического прогресса идёт семимильными шагами. Ещё сравнительно недавно по историческим меркам люди общались на расстоянии при помощи голубиной почты. Чуть позже был изобретён телеграф, телефон. Сейчас различные гаджеты прочно поселились рядом с нами и человек не представляет свою жизнь без смартфонов, планшетов, компьютеров. Они вошли в нашу жизнь где-то злым роком, где-то добрым помощником и советчиком. Мы, не задумываясь, всякий раз обращаемся к ним за помощью и просто, для развлечений. Так ли добр и полезен компьютер для нас? Я не буду говорить о недостатках, поговорим лучше о пользе.
Не случайно эпиграфом для своей работы я выбрал слова американского предпринимателя Ли Якокка, ведь основная составляющая работы за компьютером – понимание того, что делаешь. Часто не задумываясь прибегают к помощи тех или иных компьютерных программ, детей охватила компьютерная игромания. До недавнего времени лишь немногих интересовал вопрос, а что же там внутри, как устроена и как работает та или другая программа, как слушается и понимает нас персонаж игры? Дети – это такая часть общества, которой свойственна тяга к неизвестному, неизведанному, непонятному. В раннем детстве, получив в подарок красивую и яркую игрушку и вдоволь наигравшись, они задумываются над вопросом: а что же там внутри? То же происходит у многих сейчас и с компьютерными играми. Заинтересовался этим и я.
Учителем информатики я стал сравнительно недавно. В 2014 году поступило предложение пройти курсы переподготовки учителей. Находясь на курсах, я впервые столкнулся со средой программирования Pascal. Программа пришлась по душе. Когда работаешь с этой программой, развивается и логика, и логическое мышление, и образное представление решения задач. Но обучение работе с этой программой происходит только в среднем и старшем звене, и не всегда хватает учебной программы для более глубокого её изучения. Возникает вопрос: а если занятия по программированию начинать с более раннего уровня, например, с начальных классов. Но что же можно предложить начальной школе? Язык программирования Pascal для них сложноват, и смогут ли, поймут ли? А когда в декабре 2017 года мне предложили факультатив во втором классе, немного засомневался. Второй класс, малыши. Как можно обучить программированию таких маленьких, которые, может быть, и мышки в руках не держали?
О Scratch я впервые услышал на заседании районного методического объединения учителей информатики. Среда заинтересовала меня, и так как я сравнительно недавно стал преподавать информатику, то тяга к новому и неизведанному возрастала. Неоднократно проводились заседания методического объединения учителей информатики, посвящённые Scratch, а также творческие встречи и мастер-классы совместно с учителями школ Миорского района. Безусловно, огромный багаж знаний был почерпнут из выше названных мероприятий.
Многое мне стало понятно на онлайн-курсах "Scratch для начинающих", которые мне посчастливилось пройти в декабре 2017 года. Курсы прошёл на одном дыхании, так как всё было красочно, интересно, а главное доступно и понятно. Конечно же, с нетерпением ожидал продолжения. Слушателям курсов был открыт доступ на портал scratch.by. Этот образовательный проект Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь оказывает неоценимую помощь в подготовке занятий. Новости и публикации сайта ещё ближе знакомят со Scratch, а его рубрики раскрывают неограниченные возможности этой среды. Много интересного узнал и о жизни сообщества Scratch в стране. На данный момент я прохожу онлайн-курсы "Программирование на Scratch: базовый уровень". Интересные практические и творческие задания, а также простота в объяснении материала, думаю, были понятны каждому слушателю и сделали всех ещё на шаг ближе к Scratch.
Однако, почему Scratch? Как оказалось, среда программирования Scratch довольна проста. Кроме того, яркие, красочные персонажи, довольно удобный и доступный интерфейс, а также возможность видеть результаты своей работы способствуют быстрому освоению учениками младших классов этой программы. Я с опаской начинал работу в этой среде. В январе месяце ко мне на факультативные занятия пришли ученики второго и третьего классов. Так как школа небольшая, базовая, да и компьютерный класс имел малую вместимость, то на факультатив записалось 6 человек из двух классов. И поскольку со средой Scratch никто знаком не был, то оба класса занимались вместе, по одной программе. Ребят заинтересовала возможность творить, создавать что-то своё, а потом продемонстрировать это своим друзьям, учителям и родителям. Они быстро освоились в этой среде и довольно быстро стали рождаться новые проекты.
Большую поддержку оказывает администрация школы в лице директора Федькович Ирины Ивановны и завуча Спасибёнок Елены Казимировны. Это и организация внеурочной деятельности, и помощь в проведении мероприятий, и выделение часов для факультативных занятий. В любых вопросах руководство школы всегда идёт навстречу. Нельзя не вспомнить и администрацию районного отдела по образованию. Они тоже всегда идут навстречу, а руководители методического объединения учителей информатики никогда не отказывают в консультациях, всегда помогают советами, делятся опытом.
Всего через месяц знакомства со средой мы смогли поучаствовать в областном конкурсе «Юный скретчер - 2018». По возрастной группе дети попали в категорию до 9 лет и делали поздравительную открытку. В конкурсе участвовало три ученика, двое из них завоевали дипломы II и III степени. Третья участница конкурса остановилась в шаге от победы, на четвёртом месте.
Февраль 2018 года был ознаменован радостным для нас событием. До февраля 2018 года компьютерный класс нашей школы насчитывал три компьютера. Это были компьютеры ранней комплектации, с оперативной памятью до 500 Мб. и маленькими мониторами. Компания Syberry оказала школе спонсорскую помощь в виде 5 компьютеров. В кабинете было установлено 4 рабочих компьютера, и один компьютер учителя, на котором, в случае большого наполнения групп, тоже работали ученики. Но во второй четверти текущего учебного года был оборудован компьютерный класс, в котором каждый ученик класса имеет персональное место. И теперь, благодаря спонсорам, мы имеем полноценный компьютерный класс.
Информационные технологии развиваются, и мы не должны оставаться в стороне. Так в марте 2018 года в рамках Международной недели цифрового общества школа приняла участие в проведении областной недели цифровой грамотности с дополнительными занятиями в среде программирования Scratch. Были проведены беседы с учащимися по ознакомлению с понятием «Цифровая грамотность», тесты, и, конечно же, показательные занятия со средой Scratch.
Scratch заинтересовались и пятиклассники. В рамках дополнительных и индивидуальных занятий они тоже стали осваивать программу. В апреле 2018 года в Глубокском районе впервые проводилась олимпиада по информатике для 4 – 6 классов по Scratch. Участие в олимпиаде приняли как ученики третьего, так и пятого классов. Конечно же, результаты оказались очень хорошими: диплом II степени у ученика третьего класса и диплом III степени у ученицы пятого класса. Остальные пятиклассники расположились на 4, 5 и 6 местах. Думаю, мы не остановимся на достигнутом и в будущем будем покорять новые вершины.
Знаменательным событием для меня, как для начинающего Скретчера, был приезд в Беларусь создателя визуальной среды программирования Scratch Митчелла Резника. Было бы интересно встретиться и пообщаться с создателем такой интересной и полезной программы. В пригласительном письме Парка высоких технологий была ссылка на заявку участника. Конечно, имея небольшой опыт работы в Scratch, понимаешь, что шансы на участие невелики. Какое же было удивление и радость, когда в списке приглашённых увидел своё имя. И вот в составе делегации из Глубокского района я еду в Минск. Доклад Митчелла Резника весьма интересен. Его история о маленькой девочке, которая начала заниматься Scratch, навела на мысль, что такой может быть историей каждого ребёнка, который познакомился с этой программой. И как Исси открывала в Scratch для себя что-то новое, так и каждый ученик, и даже взрослый, по мере погружения в эту среду открывает для себя новые горизонты.
Так почему же всё-таки Scratch? Безусловно, при работе в Scratch, дети совершенствуют навыки работы с компьютером, развивается логика, и мышление. Конечно, не все станут в будущем программистами, но креативность и творческий подход к решению различных задач будут идти по жизни рядом. Всё на свете развивается. Не стоит на месте и Scratch. Демонстрация Митчелла среды программирования Scratch 3.0 показывает, что новые возможности дают детям ещё больше вариантов для их фантазий.
Начиная работать с этой средой, я не задумывался, насколько это будет интересно, и сложно одновременно. Безусловно, трудности есть. Это и недостаток опыта, и отчасти, неуверенность в себе. Преодолеть это всё помогают, конечно же, дети. Если в прошлом учебном году факультативные занятия в школе посещало 6 учеников из двух классов, то в текущем году Scratch расширил свои границы. 60% второклассников, 38% учеников третьего и четвёртого классов, 75 % пятиклассников и 72% шестиклассников посещают факультативные занятия и занимаются Scratch. Как видно, потенциал для развития есть. И глядя на учеников, на их интерес и стремление, на их увлечённость задаёшь себе вопрос: почему? Почему мы должны ограничиваться рамками 2-6 классов? Разве, находясь ещё в детском саду, ребёнок не пользуется мобильным телефоном? Или, перейдя в 7 класс, ученик должен ограничиваться только одним уроком информатики с присущим ему языком Pascal? Не пора ли учебному процессу шагать в ногу со временем?! Ведь развитие общества не стоит на месте. Вместе с ним развиваются и наука, и технологии. Так давайте дадим возможность детям развиваться вместе с ними. Я считаю, что язык визуального программирования Scratch должен войти в состав школьной программы, так как он помогает изнутри понять суть программирования. Если с первого класса закладываются основы литературного языка, основы математики, то целесообразным было бы и информатику изучать с первого класса. Почему Scratch прекращает изучаться в шестом классе? Ученики 7-9 могут вполне осознанно разрабатывать более сложные проекты. Целесообразно и эти классы включать в конкурсы и олимпиады. Кроме того, я считаю, что не стоит останавливаться на одних играх. Есть масса других не менее интересных тем для проектов. Думаю, ученикам было бы интересно работать над обучающими и развивающими проектами. Тем более, что у старшеклассников для этого есть опыт и знания.
Визуальная среда программирования Scratch понятна и доступна всем возрастам. Она легка в освоении и проста в использовании. В настоящее время я разрабатываю электронное средство обучения «Музыка. 2 класс», и мне, как «начинающему программисту», будучи ещё и учителем музыки, с помощью Scratch очень удобно создавать тренажёры и демонстрационные материалы для этой работы.
Scratch - это будущее!