Информатика без розетки: "COMPUTER SCIENCE UNPLUGGED"
Криптография или «секретная запись» берёт свои корни ещё с античных времён. Уже в конце девятнадцатого века Готлоб Фреге, немецкий логик, математик и философ, задавался вопросами, касавшимися так называемой «механизации» логики – как системы правил могут логически рассуждать. Вопросы о том, могут ли компьютеры быть разумными, задавала Ада Лавлейс (дочь поэта Байрона) в конце девятнадцатого века. В 1948 году Клодом Шенноном была разработана теория информации.
Единственная часть современной информатики, о которой не задумывались до тех пор, пока не появились компьютеры, – это изучение вычислительной сложности (NP-полная задача и т.п.) и скорее всего, если бы компьютеры не были изобретены, эта тема также получила бы развитие, просто не так быстро и энергично.
Информатика существовала бы, даже если компьютеры никогда не были изобретены!
Обучение компьютерному мышлению с использованием бескомпьютерной формы обучения позволяет:
- описать проблему;
- определить важные детали, необходимые для решения этой проблемы;
- разбить проблему на небольшие логические шаги;
- использовать эти шаги для создания процесса (алгоритма), который решает проблему;
- и затем оценить этот процесс.
Эти навыки могут быть применены в любой другой области, но они особенно актуальны для разработки цифровых систем и решения проблем при помощи возможностей компьютеров.
В настоящее время интересной представляется идея вводить важные понятия информатики без использования компьютера, т.к. иногда компьютер даже отвлекает от обучения. То есть, таким образом, вовсе не сам компьютер, а связанные с ним идеи и понятия составляют суть школьного предмета информатики...
В существующих учебниках эти идеи чаще даются в виде текстов параграфов и заданий на уровне распознавания - обобщения. Предполагается, что ученики сами могут освоить эти идеи, концепции, понятия. Зачастую это сложно и даже невозможно, поскольку примеры далеки от жизненных контекстов, понятных ученику, а язык описания задач излишне формализован, как и сами задачи. Поэтому вместо традиционных уроков целесообразно преподавать учебный материал через развивающие игры и давать к ним наглядный материал с подробными пояснениями по каждой теме.
При проведении в школе занятий по информатике в соответствии с санитарными нормами обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием компьютера зависит от еготехнических данных, возраста учащихся, характера и сложности выполняемой работы. Длительность работы за компьютером не должна превышать определенные временные интервалы. Чтобы эффективнее использовать теоретическую часть учебного времени, как раз уместно использовать материалы бескомпьютерной информатики. Они дают возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, это позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Зарегистрированные пользователи могут скачать на русском языке полную версию книги «COMPUTER SCIENCE UNPLUGGED».
Авторы этой книги - три преподавателя информационных технологий: Тим Белл, Ян Х. Виттена и Майк Феллоус. Методические рекомендации для использования в учебной деятельности подготовили учителя Робин Адамс и Джейн Макензи. Книга основана на опыте работы с детьми в различных классах. Она может быть использована как на обычных учебных занятиях, так и во внеурочное время.
Вам не обязательно быть крупным специалистом по компьютерам, чтобы применить предложенные принципы в обучении детей. Книга состоит из определенных видов деятельности, основанных на принципах работы компьютера. Справочная информация позволит вам легко освоить каждый вид деятельности. Все задания имеют ответы, и каждая деятельность завершается вопросом: «О чем это всё?» Это раздел, в котором объясняются важные сведения изучаемого вами вида деятельности.
Некоторые виды деятельности можно назвать математическими основами информатики: функция и графы, математические модели и задачи сортировки, а также криптография.
Другим направлением деятельности является информационно-коммуникационные технологии, рассматривающие проблемы работы самого компьютера и различных учебных программ. Дети активно общаются, решают различные творческие задачи, развивают навыки мышления в данной области знания. Овладев логическими операциями, ребенок станет внимательнее, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а потому и процесс обучения, и именно школьная жизнь будут приносить радость и удовольствие