Митчел Резник: "Четыре “П” креативного обучения"
«Для того, чтобы дети могли не только развивать свое мышление, но и иметь возможность самовыражаться и лучше осознать, кто они на самом деле, мы использовали 4 основных принципа при разработке Scratch: проекты, партнеры, увлеченность, игра», сказал Митчел Резник на встрече в Парке высоких технологий с белорусскими учителями 16 мая 2018 г.
*В видео есть возможность автоперевода субтитров с английского на русский язык.
Проекты (Projects)
Лучше всего навыки усваиваются в активной работе над значимыми проектами – придумывание новых идей, создание прототипов, доведение до совершенства вновь и вновь.
Митчел Резник: "Мы, взрослые, все время работаем над проектами – будь то написание статьи, если вы журналист, или подготовка празднования Дня рождения своего ребенка…что бы мы не делали – это все различные проекты… поэтому мы хотим научить детей работать над проектами, что мы и делаем в Scratch."
Когда ребята создают проекты на Scratch, они попадают в “спираль творческого обучения”: представляют, что бы они хотели сделать; воплощают свои идеи в проект; играют с плодами своего творчества; делятся идеями и проектами с другими; анализируют свой опыт – все это подталкивает их к обдумыванию новых идей и проектов. Проходя этот путь снова и снова, ребята учатся придумывать свои собственные идеи, проверять их, испытывать пределы, экспериментировать с альтернативами, получать мнения других и создавать новые идеи на основе опыта. В процессе они развивают креативное мышление.
Партнеры (Peers)
Обучение наиболее эффективно в группе, когда люди могут делиться идеями, совместно работать над проектами и опираться на работу друг друга.
С самого начала мы были уверены, что взаимодействие с другими людьми должно быть основным элементом процесса обучения.
Митчел Резник: "В сообществе Scratch дети видят, что создали другие, и могут использовать это в своих ремиксах, или просто почерпнуть идеи для своих будущих проектов…Создавая Scratch мы хотели, чтобы люди могли работать вместе и учиться друг у друга..."
Когда мы создавали Scratch 10 лет назад, мы одновременно создавали и онлайн-сообщество его пользователей. Это было важно для нас. Мы были убеждены, что люди должны общаться, обмениваться идеями, у детей должна быть аудитория, которой они могут показать сделанное. Это источник вдохновения.
Онлайн-сообщество Scratch выполняет две задачи. Оно дает аудиторию: когда ребята делятся своими проектами, они получают отзывы и предложения от других ребят в сообществе. В то же время сообщество – это источник вдохновения: когда ребята смотрят проекты, созданные другими, они могут почерпнуть новые идеи (и даже позаимствовать скрипты и картинки) для своих собственных проектов. Мы создали Scratch так, чтобы люди могли перестраивать проекты друг друга. Все проекты в сообществе Scratch защищаются лицензией Creative Commons, поэтому люди могу свободно использовать работы и идеи других при упоминании авторов. Больше четверти проектов на сайте Scratch – это ремиксы. На сайте можно найти графически представленную информацию о том, как идеи распространяются среди участников сообщества.
Увлеченность (Passion)
Когда люди работают на проектами, которые им небезразличны, они работают дольше и усерднее, не сдаются при возникновении трудностей и большему учатся в процессе.
Митчел Резник: "В Беларуси в школах, где ведется преподавание Scratch, я увидел много интересных тем, над которыми работают дети, и это меня очень обрадовало, потому что дети делают то, чем они действительно увлечены, и это будет помогать им работать дольше, усерднее и глубже…"
Именно поэтому так важно, что проекты на сайте Scratch очень разные – это показатель того, что ребятам, которые их создают, они действительно нравятся. Такое разнообразие свидетельствует о многообразии интересов ребят. Благодаря Scratch ребята из разных стран с разными интересами могут работать над проектами, которые их увлекают. А при работе над интересными проектами они прилагают больше усилий и учатся большему. Эффективность обучения техническим дисциплинам увеличивается, если есть заинтересованность ученика тем, что ему действительно интересно.
Игра (Play)
Обучение предполагает веселое экспериментирование – попробовать что-то новое, “поколдовать” над материалами, проверить ограничения, рискнуть, повторить снова и снова.
Митчел Резник: "Для нас игра – это постоянное экспериментирование, поиск границ и испытание чего-то нового. Разрабатывая Scratch, мы хотели воодушевить детей экспериментировать и играть со своими проектами.."
Большинство людей, думая об игре, представляют веселье и удовольствие. А мы видим игру иначе. Игра для нас – это отношение и подход, позволяющий взаимодействовать с миром. Мы ассоциируем игру с риском, испытанием чего-то нового, проверкой пределов. Мы видим игру как процесс исследования, экспериментирования и изучения возможностей. Эти аспекты игры являются главными в процессе креативного обучения. Разрабатывая Scratch, мы хотели воодушевить детей экспериментировать и играть со своими проектами. Мы создавали блоки Scratch таким образом, чтобы с ними можно было повозиться и “поколдовать”.