Митчел Резник: "Четыре “П” креативного обучения"
Проекты.
Лучше всего навыки усваиваются в активной работе над значимыми проектами – придумывание новых идей, создание прототипов, доведение до совершенства вновь и вновь.
Когда ребята создают проекты на Scratch, они попадают в “спираль творческого обучения”: представляют, что бы они хотели сделать; воплощают свои идеи в проект; играют с плодами своего творчества; делятся идеями и проектами с другими; анализируют свой опыт – все это подталкивает их к обдумыванию новых идей и проектов. Проходя этот путь снова и снова, ребята учатся придумывать свои собственные идеи, проверять их, испытывать пределы, экспериментировать с альтернативами, получать мнения других и создавать новые идеи на основе опыта. В процессе они развивают креативное мышление.
Партнеры.
Обучение наиболее эффективно в группе, когда люди могут делиться идеями, совместно работать над проектами и опираться на работу друг друга.
С самого начала мы были уверены, что взаимодействие с другими людьми должно быть основным элементом процесса обучения.
Когда мы создавали Scratch 10 лет назад, мы одновременно создавали и онлайн-сообщество его пользователей. Это было важно для нас. Мы были убеждены, что люди должны общаться, обмениваться идеями, у детей должна быть аудитория, которой они могут показать сделанное. Это источник вдохновения.
Онлайн-сообщество Scratch выполняет две задачи. Оно дает аудиторию: когда ребята делятся своими проектами, они получают отзывы и предложения от других ребят в сообществе. В то же время сообщество – это источник вдохновения: когда ребята смотрят проекты, созданные другими, они могут почерпнуть новые идеи (и даже позаимствовать скрипты и картинки) для своих собственных проектов. Мы создали Scratch так, чтобы люди могли перестраивать проекты друг друга. Все проекты в сообществе Scratch защищаются лицензией Creative Commons, поэтому люди могу свободно использовать работы и идеи других при упоминании авторов. Больше четверти проектов на сайте Scratch – это ремиксы. На сайте можно найти графически представленную информацию о том, как идеи распространяются среди участников сообщества.
Пыл (Вдохновение).
Когда люди работают на проектами, которые им небезразличны, они работают дольше и усерднее, не сдаются при возникновении трудностей и большему учатся в процессе.
Именно поэтому так важно, что проекты на сайте Scratch очень разные – это показатель того, что ребятам, которые их создают, они действительно нравятся. Такое разнообразие свидетельствует о многообразии интересов ребят. Благодаря Scratch ребята из разных стран с разными интересами могут работать над проектами, которые их увлекают. А при работе над интересными проектами они прилагают больше усилий и учатся большему. Эффективность обучения техническим дисциплинам увеличивается, если есть заинтересованность ученика тем, что ему действительно интересно.
Процесс игры.
Обучение предполагает веселое экспериментирование – попробовать что-то новое, “поколдовать” над материалами, проверить ограничения, рискнуть, повторить снова и снова.
Большинство людей, думая об игре, представляют веселье и удовольствие. А мы видим игру иначе. Игра для нас – это отношение и подход, позволяющий взаимодействовать с миром. Мы ассоциируем игру с риском, испытанием чего-то нового, проверкой пределов. Мы видим игру как процесс исследования, экспериментирования и изучения возможностей. Эти аспекты игры являются главными в процессе креативного обучения. Разрабатывая Scratch, мы хотели воодушевить детей экспериментировать и играть со своими проектами. Мы создавали блоки Scratch таким образом, чтобы с ними можно было повозиться и “поколдовать”.