Круглый стол «Программирование в среде Scratch»
5 января 2016 г. в Парке высоких технологий прошел круглый стол «Программирование в среде Scratch», в котором приняли участие представители системы образования Республики Беларуси, администрации ПВТ, а также компаний – резидентов ПВТ.
В ходе мероприятия рассмотрен комплекс вопросов, связанных с разработкой рекомендуемых к использованию в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь программ факультативных занятий по программированию в среде Scratch.
Присутствовавшие на мероприятии преподаватели в обобщенной форме поделились своим опытом преподавания информатики учащимся младших и старших классов. Высказан ряд мнений о сложившейся в данной сфере ситуации:- учебная программа предмета «Информатика» для общеобразовательных учреждений устарела, в этой части Беларусь существенно отстала от многих стран, в том числе от России;
-
предмет «Информатика» в нынешнем его виде не дает учащимся необходимого в современных условиях глубокого уровня знаний и навыков, а позволяет лишь поверхностно ознакомиться с тематикой;
-
школьникам учиться по нынешней программе неинтересно, дети с гуманитарным складом ума не видят смысла в оперировании множеством цифр, для них это сложно и скучно, в целом необходимы иные подходы в подаче тем;
-
преподавание информатики периодами в несколько месяцев приводит к тому, что учащиеся забывают содержание предыдущих уроков и с трудом воспринимают учебный материал после перерывов в обучении;
-
учебная программа не соответствует интересам развития в Беларуси сильной ИТ-отрасли.
Первоочередное внимание в ходе круглого стола было уделено поиску новых путей преподавания информатики и программирования, которые позволили бы заинтересовать школьников предметом, активно развивать у них логическое мышление, навыки в поисках алгоритмов решения задач. Было констатировано: имеющаяся у участников круглого стола практика работы со Scratch (от года до пяти лет, в зависимости от участника мероприятия) показывает, что эта среда позволяет эффективно обучить школьников навыкам алгоритмического мышления, привить интерес к программированию. Кроме того, Scratch имеет следующие преимущества:
-
наглядность;
-
интуитивная понятность;
-
прикладной характер и применимость на практике, благодаря чему дети могут использовать данный инструментарий для реализации собственных проектов, что для них увлекательно и интересно;
-
высокие проработанность и качество среды;
-
для работы может быть выбран один из 50 языков интерфейса, включая русский;
-
наличие развитого сообщества пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на Scratch;
-
возможность взаимодействия: разрабатывая и программируя проекты Scratch, дети учатся работать вместе, мыслить творчески и критически;
-
Scratch бесплатен, чтобы пользоваться им в школе и дома не нужна лицензия.
Представители компаний – резидентов Парка высоких технологий выразили готовность оказать учителям информатики помощь в разработке программ факультативных занятий по программированию в среде Scratch, передать в их распоряжение наборы графических, аудио- и видеоматериалов, необходимых для эффективного преподавания.