Сцены из будущего
Когда я в прошлом месяце приехал в Беларусь, я быстро почувствовал себя как дома. Это был мой первый визит в эту страну, но многие вещи оказались знакомы. За ужином в первый вечер я заказал еду из раздела меню, обозначенного как «традиционная белорусская кухня», и это окунуло меня в воспоминания об ужине из моей юности с моими бабушками и дедушками. Все четыре моих дедушки и бабушки родились в соседней с Беларусью Украине, прежде чем приехать 100 лет назад в Соединенные Штаты. Именно они познакомили меня с борщом, картофельными блинами и многими другими блюдами, которые я снова попробовал в Беларуси.
Но как дома в Беларуси я почувствовал себя не только из-за еды. Я чувствовал себя как дома, когда посещал классы и факультативные занятия, и видел, как дети создают проекты на Scratch. Когда моя исследовательская группа в MIT Media Lab разрабатывала язык программирования Scratch и создавала онлайн-сообщество, мы надеялись, что дети во всем мире будут использовать Scratch для создания собственных интерактивных историй, игр и анимаций. Поэтому я был очень рад увидеть, как дети в Беларуси используют Scratch для создания проектов, обмена идеями и изучения нового.
Разумеется, одна из целей Scratch-инициатив в Беларуси - взращивать будущих программистов и других ИТ-специалистов для белорусской экономики. Но глобальные цели намного шире. Белорусский Парк высоких технологий для описания своей общенациональной образовательной инициативы пользуется фразой «Программирование - вторая грамотность». И она мне очень нравится. Я смотрю на программирование как на новый для детей способ организовывать, выражать и делиться своими идеями - такой же, как умение писать.
В школе в Орше, Беларусь
Во время путешествия по Беларуси я видел детей, с помощью Scratch выражающих себя самыми разными способами. На факультативных занятиях в Минске дети использовали Scratch для создания ролевых игр, интерактивных обучающих программ, научного моделирования и многих других видов проектов. В детской ИТ-академии в Орше ученики с гордостью продемонстрировали широкий спектр роботизированных идей - и один студент создал анимированную историю о моем визите в Беларусь. В Орше я участвовал в церемонии награждения победителей регионального конкурса по программированию, и мне понравилось, как программирование было объединено с пением и танцевальными выступлениями. Это указывает на то, что программирование становится частью более широкой культуры.
Преподаватели в Беларуси все еще ищут оптимальные способы внедрения программирования в школьную программу. В Минске я принял участие в круглом столе с учителями, чиновниками и исследователями в области образования. Одним из главных был спор вокруг «строгости» и «творчества». Некоторые участники считали, что школы должны сосредоточиться на дисциплинированном, строгом подходе к обучению основным навыкам и основным понятиям. Другие участники выступали за основанный на проектах подход, направленный на поощрение творческого мышления и творческого самовыражения. Я утверждал, что это ложная дихотомия: я считаю, что учащиеся могут и должны изучать основные навыки в ходе работы над творческими проектами. Полагаю, у учеников больше шансов хорошо усвоить основные понятия и навыки, пока они работают над проектами, которые им небезразличны и интересны.
На самом деле, сразу же после круглого стола в Минске была отличная демонстрация того, насколько строгость может сочетаться с творчеством. Группа учащихся средних школ выступила с презентациями Scratch-проектов, которые они создали в рамках внеклассной программы, поддерживаемой EPAM (ИТ-компанией, основанной в Беларуси). Все они получили одинаковую задачу: создать на Scratch проект, показывающий «сцены из будущего». Один ученик создал анимированную историю, показывающую, как «умные контактные линзы» могут предоставить вам справочную информацию о людях, с которыми вы встречаетесь. В другом проекте был отображен офис ветеринара в будущем, включая специальный 3D-принтер, который печатает новые части тела для раненых животных, и нанороботов для борьбы с болезнями животных.
Я не знаю, действительно ли какое-либо из этих изобретений будет доступно в будущем. Но когда я наблюдал, как школьники представляют свои проекты «Сцены из будущего», я ощутил, что я уже вижу «Сцену из будущего». Поскольку ученики программировали и делились своими проектами на Scratch, они учились мыслить творчески, рассуждать системно, и работать совместно – это навыки, которые будут необходимы в будущем каждому. Мне было волнительно увидеть, что все больше детей в Беларуси имеют возможность представить будущее и развивать навыки, необходимые им для создания своего будущего. Именно это конечная цель Scratch. Я надеюсь, что мы сможем дать эти возможности всем детям, любого происхождения, во всем мире.
Профессор Митчел Резник
руководитель исследовательской группы Lifelong Kindergarten Массачусетского технологического института, содиректор команды Scratch Team
20 июня 2018