Scratch vs PascalABC
Участники проекта "Программирование - вторая грамотность" не только обучают детей программированию на Scratch, активно занимаются самообразованием, но также постоянно выступают на разных конференциях и семинарах, где рассказывают о возможностях среды программирования Scratch для школьников.
В мае перед заместителями руководителей отделов образования Брестской области на тему "О внедрении образовательного проекта Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь "Программирование – вторая грамотность". Мировая тенденция к раннему обучению программированию" выступил Виктор Константинович Коховец, учитель информатики ГУО «Валищенская средняя школа» Пинского района.
"В чем преимущества Scratch в обучении информатике перед используемым сейчас PascalABC?"
"... Исходя из своего опыта работы, я могу уверенно назвать темы, которые вызывают наибольший интерес у детей, и темы при изучении которых возникают наибольшие сложности. Любимыми у ребят являются темы, связанные с рисованием и анимацией: работа в графических редакторах, создание презентаций и анимационных роликов. Сложнее всего происходит изучение программирования на языке PascalABC. К причинам последнего можно отнести сложность программирования вообще.
Создателям Scratch удалось совместить две грани информатики (интересную и сложную) в одной среде программирования. Дети с огромным удовольствием знакомятся с тем, как с помощью различных команд можно заставить двигаться объекты на экране. Программный код в Scratch проще и понятнее детям из-за того, что он, во-первых, на русском языке, а, во-вторых, очень хорошо структурирован.
Например, давайте сравним код решения известной головоломки «Ханойские башни» на разных языках программирования.
Решение на на языке PascalABC:
procedure move(a, i1, i2: integer);
begin
if a <> 1 then move(a-1, i1, 6-i1-i2);
Writeln('диск ', a, ' перенести с оси ', i1, ' на ось ', i2);
if a<>1 then move(a-1, 6-i1-i2, i2);
end;
var
n: integer;
begin
readln(n);
move(n, 1, 3)
end.
Решение на на языке Scratch:
Это примеры решения довольно сложной для понимания задачи. Согласитесь, даже человек не разбирающийся в программировании гораздо легче воспринимает второе решение.
Хочу также подчеркнуть, что Scratch является удачным инструментом обучения младших школьников основам программирования и анимации, рисования в векторных и растровых редакторах, а также может в некоторых случаях использоваться для разработки ЭСО, но не подходит для создания серьезных программных продуктов.
Считаю, что каждый руководитель учреждения образования должен знать о проекте "Программирование – вторая грамотность", его целях и задачах, возможностях, предоставляемых его участникам, а также способствовать повышению образовательного уровня педагогов и внедрению обучения программированию в среде Scratch.
В условиях стремительного развития информационных технологий, чтобы быть успешными, мы должны уметь создавать компьютерные программы и знать, как они работают. Поэтому программирование сегодня считается второй грамотностью и обучать ему необходимо, начиная с начальной школы..."