• En
  • Рус

Делимся опытом. Слово учителю.

20200223102054_IMG_5134.JPG

На прошедшем V юбилейном конкурсе для школьников «Программирование в среде Scratch-2020» благодарностями от организаторов были отмечены педагоги Попко Татьяна Петровна и Гурман Татьяна Анатольевна.


Попко Татьяна Петровна
учитель математики и информатики Озереченской средней школы Клецкого района,
победитель конкурса для педагогов «Моя Scratch-история» в номинации «Международный Scratch-день»,
активный участник сообщества Scratch в Беларуси.

- Как давно Вы занимаетесь Scratch?

- Чуть более двух лет.

- Как все начиналось? Быстро или постепенно?

- Стремительно. Меня вызвал к себе директор и предложил поучаствовать в конкурсе, который проводит Парк высоких технологий. Дальше все завертелось, закрутилось. Я вместе со своим сыном – учеником четвертого класса – стала изучать Scratch и увлеклась. Работа сына в итоге на конкурсе заняла второе место, а я преподаю программирование на Scratch.

- Вы подготовили уже 10 победителей различных конкурсов, и в этом году сразу двое ваших учеников вышли в финал открытого конкурса «Программирование в среде Scratch-2020»…

- Да. Правда, мы не заняли в этот раз призовые места. Однако, если из четырех человек, прошедших в финал от Минской области, двое – ученики Озереченской средней школы, это тоже очень неплохой результат.

- Поделитесь секретами: какие подходы нужно использовать в обучении Scratch, что больше нравится школьникам, как их заинтересовать?

- Я уже много лет преподаю в школе, но признаюсь: иногда трудно предсказать, что именно понравится детям больше всего. Использую разные подходы, и раз на раз не приходится. Думаю, главный секрет, почему моим школьникам интересно изучать Scratch, заключается в том, что я сама заинтересовалась Scratch. Мне самой реально стало интересно. А дети всё очень хорошо чувствуют. И им тоже становится интересно.

- Может быть, детям интересны компьютерные игры и возможность самим их создать?

- Ко мне на занятия сейчас ходят 27 человек, в основном второклассников и третьеклассников. Из них только двое мечтают о том, что они будут создавать компьютерные игры. Я не знаю, с чем это связано, но основной массе детей, которые у меня занимаются Scratch, нравится создавать мультфильмы и предметные проекты. Может быть, потому что я такая, и детям передаются мои предпочтения… Предметные проекты хороши тем, что они решают какие-то задачи, дети видят их важность, могут показать их родителям и другим взрослым. При их создании можно придумать и реализовать какую-то идею. А дети богаты на идеи. К примеру, в декабре у нас с участием родителей в школе прошло мероприятие, в ходе которого я предложила ученикам: «Представьте, что вы – штаб информационных технологий Беларуси. К вам приходят заказы от разных отраслей и предприятий. Какие проекты вы бы реализовали, чтобы ваша страна развивалась?» Дети мне такого напридумывали! И для медицины, и для других сфер. Но, хочу отметить, что любая идея требует дальнейшей продолжительной проработки, создания кода для нее. Часа занятий в неделю для этого маловато. Хотелось бы, чтобы была учебная программа и для варианта двух часов занятий в неделю.

- Как у Вас обычно проходят факультативные занятия?

- Конечно, я пользуюсь материалами, которые выложены на сайте scratch.by. Но занятие всего 45 минут, а детям хочется подольше порисовать, поиграть. Поэтому где-то приходится и менять схемы уроков. Часто я просто показываю детям команды на различных примерах. Скажем, если мы проходим ветвление, я показываю всё на примере того, как один герой пошел налево, а другой – направо. И прошу их повторить эту же ситуацию, но уже придумав свою какую-то историю. Тут их фантазия, конечно, захлестывает, мало кто повторяет мой вариант, в итоге учеба идет на практике.

- В чем Вы видите преимущества или недостатки Scratch?

- Я учитель математики и информатики, поэтому могу параллельно оценить успехи детей и в математике, и в информатике. Может быть я скажу жестко, но в последние годы у детей очень слабо с алгоритмическим мышлением. У большинства преобладает образное мышление. Кроме того, ученики плохо воспринимают информацию на слух. В случае Scratch есть удачное сочетание: и красивая картинка, и выполнение спрайтом команд, выстраивание их в логические цепочки. Это создает эффект «вау» и способствует вовлечению детей в учебу. У них появляется азарт, им хочется, чтобы на экране всё вертелось и крутилось, куда-то бежало. Есть стимул научиться управлять всем, происходящим в программе. И даже если ошибиться, Scratch всё прощает. Если взять, к примеру, Паскаль, то там стоит не поставить где надо точку с запятой – и программа не пойдет. В итоге дети учат во многом синтаксис, отвлекаясь от основ логики и алгоритмов программирования. В Scratch, даже если что-то сделать неправильно, будет какой-то результат. И порой из этого результата можно извлечь больший урок, большему научиться, чем если сделаешь всё правильно.

- Исходя из Вашего опыта, детям проще работать над индивидуальными или командными проектами на Scratch?

- Нынешние дети не привыкли работать в командах, им это сложновато. В прошлом году у нас был опыт, когда в рамках одного из конкурсов мы командой из пяти учеников делали совместный проект. Не скажу, чтобы это было просто. Дети довольно ревностно относятся к своим идеям и сделанному лично ими. В то же время был аналогичный опыт с ребятами меньшего возраста, и там всё получилось намного легче. Думаю, начинать учить командной работе нужно как можно раньше.

- Тяжело детям участвовать в республиканских конкурсах по Scratch?

- Если я готовлю детей к олимпиаде по программированию, используя Паскаль, то там очень высокий уровень серьезности. Нужно отработать много сложного материала за короткий срок. Отношение к олимпиаде у школьников – как к работе. В случае Scratch всё несколько проще. Тут не олимпиада, а конкурс, нет «олимпийской» гонки за результатом. Творческий конкурс позволяет легче готовиться. Образно говоря, для детей это не работа, а хобби. Поэтому подготовка идет намного веселее, а с хорошим настроением и учебные результаты получаются хорошие.


Гурман Татьяна Анатольевна
учитель информатики ГУО «Гимназия г. Ганцевичи»,
подготовила 4 финалиста V-го юбилейного конкурса «Программирование в среде Scratch-2020».
участник сообщества Sсratch в Беларуси.

- Когда Вы начали заниматься Scratch? Как пришли к этому?

- Три года назад. Подрастали свои дети, и занятие Scratch у меня началось с них. В прошлом учебном году я попробовала преподавать Scratch на кружке в гимназии, и в этом году у нас уже полноценный кружок. Дети разновозрастные – от второго класса до шестого. Занимаемся по 2 часа в неделю, но, я считаю, это маловато.

- Почему маловато?

- Хочется дать детям больше, каждому уделить внимание, но не всегда хватает времени.

- Сколько всего у Вас детей в кружке?

- Восемнадцать.

- И из них четверо сумели пройти в финал юбилейного V конкурса для школьников «Программирование в среде Scratch-2020». Может быть поделитесь с коллегами по Scratch-сообществу профессиональными секретами, как удалось этого добиться?

- Занятия у нас обычно выглядят так. Сначала я даю детям немного теории, используя материалы сайта scratch.by и добавляя что-то свое. Затем отрабатываем всё на практике. Стараюсь увлечь детей конкурсами. В конкурсах они участвовать любят. В прошлом году у меня тоже был участник финала республиканского конкурса, и его пример многих воодушевил. Главный мой секрет в преподавании Scratch – мне самой это очень нравится. А когда учителю нравится то, чем он занимается, у него всё получается.

- Легко ли детям дается Scratch? Чему обучить легко, а что вызывает у учеников затруднения?

- Детям легко пошагово повторять за учителем то, что им показывают. Но когда просишь их воспроизвести все шаги самостоятельно, у них не всегда получается. Особенно трудно уловить всё необходимое малышам. Чтобы облегчить обучение, лучше доносить информацию различными путями. К примеру, и объяснять устно, и давать рабочие тетради. А затем подходить к каждому, кто замешкался, и пояснять индивидуально, что и как нужно сейчас делать.

- Домашние задания задаёте?

- Да. Но идут они не очень хорошо, поэтому упор на них в обучении не делаем. Большую часть работы по изучению Scratch сосредотачиваем всё-таки на очных занятиях.

- Что Ваши ученики уже освоили, и что дальше у них хотелось бы развивать?

- Знают и умеют они уже довольно много, но хочется развить у них больше самостоятельности. Поэтому будем заниматься с ними различными новыми проектами, где они смогут себя ярко проявить.

- Насколько интересно детям программирование по сравнению с другими дополнительными занятиями, которые предоставляет Ваша гимназия?

- Очень интересно. Когда я начинала преподавать Scratch на кружке в гимназии, то боялась, что не все дети поймут, что это и зачем, и не захотят ко мне ходить. Но теперь вижу, что детям Scratch нравится. Со стороны администрации гимназии также есть поддержка. В общем, судьба Scratch в нашем учреждении образования положительная.

- А как родители реагируют на занятие их детей программированием?

- Родители рады, что их дети увлекаются этой тематикой. Потому что программист звучит как профессия будущего. Конечно, родители понимают, что не все, кто занимается в кружке, станут программистами, но полученные навыки детям в любом случае пригодятся.

- Помогают ли родители Вашим ученикам делать домашние задания?

- Иногда помогают, но больше в вопросах, которые не связаны с самим программированием. Больше в вопросах на логику, и т.д.

- Как Вам удается находить время на кружок? Тяжело ли вести кружок, когда у Вас есть в том числе и основные занятия?

- Честно скажу, времени маловато. Почему-то на подготовку к кружку по Scratch у меня уходит больше времени, чем на подготовку к основным урокам. Но пока всё удается, время находится. Может быть, потому что мне кружок интересен…


наверх