Когда и чему учить на уроках информатики в школе?
Информатика, как новый учебный предмет, появилась в школьной программе сравнительно недавно. Но вопросы, что такое информатика, зачем изучать информатику в школе и как именно это делать, до сих пор остаются предметом острых дискуссий.
В этой связи мы обратились еще раз к работам академика А.П. Ершова, благодаря которому в учебной программе советских школ в 1985 году появился новый учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Предлагаем всем ознакомиться с работой «Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)», в которой Андрей Петрович вместе со своими коллегами Г.А.Звенигородским и Ю.А.Первиным достаточно четко сформулировали концепцию школьной информатики.
О месте информатики в общеобразовательной школе
Вопрос о месте курса в школьной программе необходимо решать учитывая, с одной стороны, фундаментальный характер соответствующих навыков, и с другой стороны, взаимосвязь основных разделов курса с разделами других школьных дисциплин.
Выше уже подчеркивалось большое общекультурное, методологическое значение основных «программистских» навыков мышления. В этом отношении они могут быть поставлены в один ряд с развитием количественных и пространственных представлений, о умением абстрагировать, схематизировать и с другими элементами математического развития.
Поэтому формирование этих навыков должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, то есть в младших классах общеобразовательной школы. Только при этом условии программистский стиль мышления сможет органично войти в систему научных знаний, навыков и умений, формируемую школой. В более позднем возрасте формирование такого стиля может оказаться связанным с ломкой случайно сложившихся привычек и представлений, что существенно осложняет и замедляет этот процесс.
Раннее изучение информатики целесообразно и по другой причине: это даст возможность при изучении других учебных дисциплин вырабатывать упоминавшуюся выше привычку своевременного обращения к ЭВМ непосредственно в ходе освоения соответствующих разделов программы, опираясь на имеющиеся навыки взаимодействия с ЭВМ.
Наконец, возможность и целесообразность раннего обучения информатике подтверждается всем опытом работы ряда детских коллективов, в частности — Харьковской и Новосибирской школ юных программистов. Все содержание общеобразовательного курса информатики можно разделить на четыре относительно самостоятельные части.
Это, во-первых, совокупность наиболее фундаментальных навыков, знаний, понятий и представлений, необходимых для формирования программистского стиля мышления.
Во-вторых, это совокупность прикладных навыков и умений, необходимых для применения идей и методов информатики в других отраслях человеческой деятельности.
В-третьих, это система основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе научных знаний.
И, в-четвертых, это комплекс знаний, необходимых для общей ориентации в возможностях современной и перспективной вычислительной технике прикладных знаний о стандартных языках, информационных системах о некоторых физических и логических принципах работы ЭВМ и т.д.
Фундаментальные знания и навыки первой группы, как указывалось выше, могут и должны быть сформированы в младших классах.
Прикладные навыки второй группы должны в основном формироваться при изучении других предметов школьного курса — от математики до литературы — по мере освоения соответствующих фундаментальных понятий.
Наконец, систематизация полученных фундаментальных и прикладных знаний и ознакомление с общим уровнем развития вычислительной техники должны осуществляться в конце школьного образования, то есть в старших классах средней школы.
Учитывая это разделение, можно предложить следующую схему преподавания информатики в школе (табл. I).
2–5 классы | 4–8 классы | 9 класс | 10 класс |
---|---|---|---|
Совокупность наиболее фундаментальных навыков, знаний, понятий и представлений, необходимых для формирования программистского стиля мышления | Совокупность прикладных навыков и умений, необходимых для применения идей и методов информатики в других отраслях человеческой деятельности | Система основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе научных знаний | Комплекс знаний необходимых для общей ориентации в возможностях современной и перспективной вычислительной техники, прикладных знаний о стандартных языках и системах |
В младших классах (со второго по пятый) информатика преподается как предмет, основное содержание которого составляют знания и навыки первой из перечисленных групп. Специфика освоения этих навыков, а также традиции начальной школы, в силу которых все предметы ведет один учитель, делают целесообразным постановку в начальной школе единого курса «математика — информатика — язык (русский язык)». В настоящее время начата подготовка экспериментальных программ такого курса для средних школ, имеющих три разных уровня технической оснащенности: терминальный класс (дальняя перспектива), небольшое количество (2-3) терминалов на школу (перспектива ближайших лет) и эпизодические связи с шефствующими ВЦ.
Освоение навыков второй группы происходит в рамках других предметов в течение всего срока обучения в школе. При этом нет необходимости выделять информатику в отдельный предмет — весь программистский инструментарий к этому времени уже, по существу, сформирован. Применения его погружаются в учебные программы других предметов, главным образом в центральных классах средней школы, с четвертого по восьмой.
Это потребует соответствующей корректировки учебных программ, пособий, учебников и, конечно, переподготовки учительских кадров. Первыми среди школьных предметов, которым призвана служить информатика, следует назвать математические дисциплины.
В предлагаемых учебных программах школьного курса информатики понятие множества, например, вводится одновременно с изучением множеств в школьной математике. Этим создается основа для прочного усвоения этого фундаментального понятия. Понятие функции дается школьникам на втором году изучения программирования. Имея возможность практически работать с этим понятием, школьник третьего класса активно включает функцию в свой арсенал важнейших математических понятий. Эти и другие примеры наглядно показывают возможность более эффективного построения школьных учебных программ.
Программирование не призвано ни заменить собою ни один из школьных предметов, ни изменить роль предмета в общей системе школьных дисциплин, ни перераспределить соотношение гуманитарных и естественных дисциплин в школе. Оно лишь предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этик инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным.
Из этих замечаний нетрудно сделать вывод — школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом. Не следует забывать, конечно, что кроме такого «инструментального» значения, школьный курс информатики всегда сохраняет собственную философскую значимость.
Наконец, в старших классах в школе появляется самостоятельный предмет — информатика. Его задача: подвести итог многолетнему знакомству с информатикой, систематизировать полученные знания (9 класс), ввести в курс современного состояния и перспектив развития вычислительной техники (10 класс). В то же время отдельные прикладные знания о принципах работы ЭВМ могут войти в учебные программы других предметов (физики, математики и др.).