Scratch-история "Интервью для одного исполнителя"

ЛОВКИС ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА
учитель информатикГУО "Средняя школа №4 г.Лиды"
Время от времени полезно отойти в сторону и взглянуть на себя со стороны. Направить все свое внимание внутрь самого себя, осознать свои мысли, задать себе вопросы: что получается, а что нет и почему? Можно ли что-то изменить? А стоило ли все начинать?..
Сегодня я хочу рассказать свою Scratch-историю – «Интервью для одного исполнителя».
Итак, давайте познакомимся с действующими лицами Scratch-истории:
Scratch-новичок – учитель информатики ГУО «Средняя школа № 4 г. Лиды» Ловкис Оксана Валерьевна. 2014/2015 учебный год. Посетив активности практико-ориентированной конференции «Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники» на образовательном портале Intel® Education Galaxy, всерьез задумалась над вопросом использования среды программирования Scratch в своей профессиональной деятельности. Опыт преподавания/программирования в среде Scratch отсутствует.
Scratch-мастер – учитель информатики ГУО «Средняя школа № 4 г. Лиды» Ловкис Оксана Валерьевна. 2018/2019 учебный год. Обладатель «черной майки» и почетного звания Scratch-мастер, сертифицированный тренер, соавтор комплекса учебно-методических материалов для обеспечения проведения факультативных занятий в рамках учебной программы «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» для 5-х классов, член жюри республиканского конкурса для школьников «Программирование в среде Scratch», победитель областного конкурса КОИ в номинации «Образовательный проект в среде программирования Scratch».
Пришло время сверить Scratch-часы. У часов одновременно встретились Новичок с большими планами на будущее и Мастер, оглядывающийся назад уже опытным взглядом. Между ними завязался откровенный разговор.
Scratch-новичок:
– Почему именно Scratch? Могу ли я использовать данную среду в процессе обучения младших школьников?
Scratch-мастер:
– Очевидно, что для обучения младших школьников целесообразно использовать специальные среды (программы), которые позволяют не только решать дидактические задачи пропедевтического курса информатики, но отвечают запросам ребенка, развивают его. Существует много различных программ, способствующих развитию детей. В своей педагогической деятельности, наряду с другими программными средствами, я успешно применяю среду визуального программирования Scratch.
Именно эту программную среду я рассматриваю как один из наиболее эффективных инструментов для развития алгоритмического мышления учащихся на моих занятиях.
Scratch-новичок:
– Безусловно, мне как учителю информатики важно способствовать развитию у детей алгоритмического мышления. Но что мы будем создавать с ребятами на занятиях? И решению каких задач мне уделять особое внимание?
Scratch-мастер:
– На моих занятиях я учу ребят создавать анимированные открытки, презентации, игры, мультфильмы, имитационные модели. Дети могут сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманные ими персонажи, учатся работать с графикой и звуком. При этом неявным образом формируется логическое и алгоритмическое мышление.
Факультативные занятия предполагают решение разнообразных задач. Но особое внимание я уделяю заданиям, способствующим развитию мышления школьников, в том числе и алгоритмического. Задания, предлагаемые мною на занятии, основываются на использовании логического конструирования и способствуют формированию и развитию простых приемов мыслительной деятельности учащихся. Благодаря наглядной реализации в среде Scratch данные задания не требуют одобрения или отрицания со стороны учителя: ребенок сам видит результат своего труда и может самостоятельно оценить правильность своих умозаключений.
Scratch-новичок:
– Однако данные задания не всем даются с легкостью!
Scratch-мастер:
– Да! И именно поэтому сначала я предлагаю программировать простейшие алгоритмы для определенных спрайтов (исполнителей). Так, при изучении блоков группы ДВИЖЕНИЕ и УПРАВЛЕНИЕ я предлагаю учащимся составить алгоритм из конкретных блоков различных групп в соответствии с предложенным описанием события. Блоки подбираю таким образом, чтобы учащимся не приходилось менять параметры команд. Далее постепенно усложняю данные задания добавлением «лишних» блоков, которые не будут использованы при составлении скрипта. При выполнении такого рода заданий учащиеся учатся не только составлять алгоритмы, сопоставлять и сравнивать похожие события, но и оценивать результат своей работы.
Задания, программируемые в среде Scratch, представлены в виде сюжетов (событий). Каждое из них, вообще говоря, может быть решено различными способами. Так, например, по теме «Понятие координат. Блоки группы ДВИЖЕНИЕ» я предлагаю задания, решение которых не является однозначным. Такие задания достаточно просты в реализации, но, как правило, выполняются по-разному. Совместно с ребятами мы обсуждаем все предложенные варианты решения, даже самые фантастические. Затем вместе выбираем наиболее рациональные. При разборе таких заданий учащимся приходится рассуждать и доказывать, что их последовательность блоков в скрипте верна и целесообразна.
Scratch-новичок:
– Я убедилась в том, что потенциал среды программирования Scratch действительно позволяет организовать работу по развитию алгоритмического мышления учащихся. Но хотелось бы увидеть примеры и более сложных заданий, которые требуют не только выполнить алгоритм по шагам (собрать блоки в скрипт), но и провести анализ.
– Я часто предлагаю задания, при выполнении которых ребятам приходится проанализировать результат работы скрипта в различных условиях и самостоятельно сделать соответствующие выводы. Например:
1. Рассмотрите следующий скрипт.
2. Воспроизведите скрипт в среде Scratch.
3. Запустите его и посмотрите, как он работает.
4. Спрячьте спрайт, для которого написан скрипт.
5. Запустите его еще раз и посмотрите на результат выполнения.
6. Сделайте вывод.
При необходимости задания такого типа учащиеся выполняют в группах или парах. В ходе обсуждения в группе учащимся приходится обосновывать свои умозаключения, что способствует, в свою очередь, не только формированию навыков коммуникации и работы в команде, но и развитию алгоритмического мышления.
На моих занятиях ребятам очень нравятся задания типа «Найди ошибку, или Как исправить программу?». Задания такого типа предлагаются в Студии «Школа юного тестировщика». Погружение в процесс тестирования и отладки программ позволяет сформировать у учащихся умение анализировать имеющиеся данные, сопоставлять их с тем результатом, который необходимо получить, а также привычку к точному описанию действий, которые приводят к решению поставленной задачи. Как правило, после выполнения такого рода заданий учащиеся с большим удовольствием сами придумывают друг для друга программы с багами.
Мой опыт работы показывает, что развитию алгоритмического мышления также способствуют упражнения, в которых сначала предлагается определить результат выполнения скрипта, а затем оценить изменения полученного результата при замене одного блока на другой либо при изменении параметров блока.
Scratch-новичок:
– Чему еще необходимо уделять особое внимание при обучении ребят?
Scratch-мастер:
– Важно организовать деятельность учащихся по формированию представления об алгоритмических конструкциях «ветвления» и «цикл», научить записывать на языке программирования Scratch основные алгоритмические конструкции с помощью блоков группы УПРАВЛЕНИЕ, а также развивать умение видеть циклическую (разветвляющуюся) структуру и оценивать результат выполненных действий. Для формирования данных умений я использую упражнения, в которых учащимся необходимо оптимизировать код программы.
Например: определите в линейных алгоритмах повторяющиеся фрагменты, которые можно вынести в отдельные блоки. Оптимизируйте код «музыкальной» программы так, чтобы мелодия повторялась бесконечно.
Следует учитывать тот факт, что наибольшая прочность освоения материала достигается при подаче учебной информации одновременно в рисуночном, символическом и словесном виде. Поэтому при организации работы по формированию умения записывать основные алгоритмические конструкции на языке Scratch предлагаю учащимся опорные листы.
Scratch-новичок:
– А как мне оценить степень освоения моими воспитанниками навыков программирования в среде Scratch?
Scratch-мастер:
– Конкретным практическим результатом усвоения базовых навыков программирования в среде Scratch является самостоятельность выполнения учащимися творческих работ в виде анимации или игры по предложенному сценарию. В ходе работы над собственным проектом учащимся приходится программировать реакции спрайтов на определенные события, определять внешность персонажей, способы взаимодействия, организовывать движения и т.д. Из практики работы могу отметить, что для достижения качественного результата работы над творческим проектом необходимо научить ребят действовать по следующему алгоритму:
-
анализ требуемого результата;
-
обсуждение и обоснование путей решения;
-
выбор исполнителя, способного осуществлять операции, необходимые для решения;
-
реализация процесса решения и соотнесение результатов с тем, что следовало получить;
-
тестирование полученного результата;
-
документирование проекта.
Scratch-новичок:
– Каждый ребенок после плодотворной работы над собственным проектом захочет поделиться результатом своего труда. Как эффективно организовать данную работу?
Scratch-мастер:
– В рамках предметной недели в нашей школе уже второй год подряд организуется информационный марафон «Мастер Scratch». Учащиеся, которые посещают факультативное занятие «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch», в течение дня имеют возможность презентовать свои лучшие проекты всем школьникам. Для этого необходимо всего лишь перенести компьютеры в коридор, чтобы все желающие могли познакомиться с играми, созданными юными программистами. Также практикуем проведение родительских суббот, где ребята вместе с родителями работают над процессом тестирования своих проектов.
Желание ребят делиться своими работами подвигло нас на создание блога «Юные Scratchers»
Scratch-новичок:
– Значит, при регулярном проведении занятий с использованием систематических занимательных заданий я смогу создать благоприятные условия для развития алгоритмического мышления учащихся?
Scratch-мастер:
– Несомненно. В ходе наблюдения за процессом создания собственных творческих работ, в результате анализа готовых документированных проектов мною отмечено, что учащиеся:
▪ понимают практическое назначение алгоритмов и программ;
▪ научились видеть структуру основных алгоритмических конструкций;
▪ научились составлять алгоритмы в среде Scratch.
Scratch-новичок:
– Вот теперь я убедилась в эффективности использования среды программирования Scratch как средства развития алгоритмического мышления учащихся. А как же быть с собственным саморазвитием?
Scratch-мастер:
– Системная работа по изучению возможностей среды программирования Scratch осуществляется мною с 2015 года. В ходе работы была изучена нормативная документация, научно-методическая литература по формированию основ алгоритмического мышления учащихся через освоение принципов программирования в среде Scratch. В рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность» пройдено обучение в Образовательном центре Парка высоких технологий по изучению методики преподавания языка программирования в среде Scratch. Разработан полный комплекс учебно-методических материалов для обеспечения проведения факультативных занятий в рамках учебной программы «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» для 5-х классов.
Являясь сертифицированным тренером, провожу районные и областные семинары и тренинги по обучению педагогов практическим навыкам для организации и проведения факультативных занятий по учебным программам «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» и «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» .
Мое саморазвитие продолжается…
P.S.
«Они смотрели друг на друга. Новичок строил планы на будущее, осуществление которых было уже не за горами. Мастер был уверен, что этот Новичок уже очень скоро добьется многого».