• En
  • Рус

Как модернизировать практику обучения информатике?

Как модернизировать практику обучения информатике?



СНЫТКО НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА

учитель информатики ГУО "Средняя школа № 12 г. Орши"

В современном мире стремительно повышается уровень развития информационно-коммуникационных технологий, растет их влияние на все стороны человеческой жизни. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение учебного предмета «Информатика», основные цели которого – формирование компьютерной грамотности, развитие логического и алгоритмического мышления, воспитание информационной культуры. Однако в практике обучения информатике существуют противоречия между низкой у многих учащихся мотивацией к изучению программирования и востребованностью на рынке труда специалистов, владеющих навыками алгоритмизации;

большим объемом учебного материала по информатике и ограниченностью времени на его изучение; значимостью развития логического и алгоритмического мышления для изучения всех предметов и затруднениями учащихся в освоении программирования.

Осознание данных противоречий позволило мне сформулировать проблему: как модернизировать собственную практику обучения информатике, чтобы она носила системный характер, была адекватной ожиданиям и особенностям личности ребенка, обеспечивала формирование мотивации к освоению не только легких, но и сложных для учащихся тем?

Заинтересовать изначально, поддержать интерес в процессе, показать перспективу

Мне нравится программировать. Я стремлюсь передать свое отношение к программированию детям. Но с каждым годом это становилось все труднее и труднее. Проще было в начале: уровень развития вычислительной техники в школьном курсе информатики предлагал почти одно программирование; дети были не избалованы наличием компьютера и многообразием программного обеспечения.

Времена меняются, важность программирования все понимают, профессия программист – одна из самых престижных. Но тех, кто любит программировать, все меньше. А мой девиз в работе – «Научить каждого». Я испробовала различные методики в преподавании темы, применяла новые техники и технологии. Нет, это было не напрасно, дети программировали. Ежегодно выпускники школы поступали на программистские специальности. К сожалению, мою любовь к программированию понимали не все дети, а только отдельные высокомотивированные учащиеся.

Свое первое знакомство со Scratch я не могу назвать ярким. Мое субъективное впечатление никаких надежд на массовое увлечение программированием не оставляло, но, так как с удовольствием познаю все новое, начала изучение. Знакомилась так, между прочим, как с новой игрушкой. И постепенно приходило понимание серьезности и нужности этого кажущегося игрушечным языка визуального программирования.

В рамках инновационного проекта «Программирование – вторая грамотность» появилась возможность изучать Scratch с ребятами в рамках факультативного курса «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch». К этому времени я уже понимала, что в программировании на Scratch есть возможности для разностороннего развития ребенка: развития логики мышления, творческого потенциала, креативности, коммуникабельности.

С чего начать, как учить, какие цели ставить перед учениками? Дети, пришедшие на занятия, – это единомышленники, мы будем вместе изучать Scratch. Важно не растерять их в пути познания. Значит, нужно заинтересовать в начале, поддерживать интерес в процессе и показать перспективу – к чему стремимся, чего хотим достичь.

Вызвать интерес к изучению Scratch довольно просто. Этому способствует яркий, мультяшный, доступный интерфейс и свойственность учеников пятого-шестого классов обучаться в игре. Я начала со знакомства с ресурсами портала Scratch.mit.edu, провела регистрацию, создала личные кабинеты учащихся, рассказала о сетевом сообществе и обрисовала цель их деятельности. Все рады, все хотят создавать игры. Но мало кто из них догадывается, что создавать будет труднее, чем играть.

На последующих занятиях к ребятам приходит понимание того, что ничего не происходит само. Нужно учиться, нужно трудиться. Вот здесь встала задача удержать интерес, поддержать в стремлении, помочь в освоении.

На занятии.jpg

На помощь мне пришла моя педагогическая аксиома о том, что современный образовательный процесс стоит на трех китах: личность учащегося, познавательный интерес, деятельность. Можно обсуждать их взаимосвязь, дискутировать по поводу их значимости, философски осмысливать их роль в обучении, но тридцатилетний педагогический опыт убеждает меня в том, что эти составляющие помогают в работе на 100%.

Инструментарий

Мой принцип организации занятий: «Мы вместе учимся программировать на Scratch, создаем игры». Обучаемся в деятельности. Теории минимум, практики больше всего. Каждому ребенку предлагается образовательная траектория. Так как все дети разные, то для создания на занятии ситуации успеха каждого ученика я разработала систему заданий по работе над проектом.

1-й уровень: «Делай как я» – это опорная таблица, позволяющая начать работу над проектом: вид и количество задействованных спрайтов, их основные скрипты. Даже если ученик чувствует себя неуверенно, он сможет сделать работоспособный проект, работая по таблице. Пусть ученик поверит в себя, и тогда он освоит самый трудный материал и получит удовлетворение от своей маленькой победы.

2-й уровень: «Усовершенствуй мою идею» – предлагаются задания по изменению содержания проекта, но готовые скрипты не предлагаются, и ребята имеют возможность применить свои знания и умения на практике.

3-й уровень: «Сделай лучше меня» – возможность реализовать полученные на занятии знания в собственном проекте (создание собственной мини-игры или доработка, внесение изменений в проект, над которым ведется работа).

Однообразие планирования занятия превращает обучение в рутину. Я стремлюсь сделать занятия разными. Такими их помогает сделать использование приемов: «Отсроченная отгадка», «Фантастическая добавка», «Лото», «Корзина идей», «Мастерская» и т.д.

Метод проектов позволяет детям видеть цель изучения тех или иных блоков, команд, алгоритмических структур для создания задуманной в начале изучения темы игры. Признаюсь, трудно было при создании первого коллективного проекта разделить роли в команде. Дети в этом возрасте индивидуалисты. Каждый боялся того, что его работу не заметят и не похвалят. В процессе совместной работы опасения ребят не оправдались. При разработке последующих проектов уже каждый сам определял свою команду и свою роль в команде, работали слаженнее. В начале обучения тему проекта предлагаю сама, очерчиваю область знания, а конкретизируют как частный случай учащиеся, проведя в своих малых группах анализ возможностей.

Защита разработанных проектов – это тоже важный этап в организации обучения. Представить свою идею, провести презентацию, выслушать критические замечания и исправить ошибки – это бесценный опыт публичных выступлений.

Преодолеть затруднения в обучении, удержать интерес к процессу программирования помогут родители учеников, если они информированы о том, чему, как и для чего обучают их ребенка. Родители моих учеников – это члены команды. Знакомили своих родителей с программой дети, это было традиционное открытое занятие в рамках субботнего дня (традиционное потому, что проводим его уже третий год для родителей пятиклассников). В рамках занятия ребенок совместно с мамой или папой, а возможно, и с обоими, создает работоспособный проект по предложенному мной сценарию. В паре «ученик – родитель» ребенок делится знаниями, знакомит родителей со средой Scratch, и в творческом тандеме рождается программный продукт. После такого занятия родители – самые верные соратники, которые окажут поддержку на пути ребенка к успеху.

Возможность делиться своими знаниями по принципу «Равный обучает равного» позволил реализовать проект, где консультантами выступали учителя-предметники. Цель: помощь одноклассникам в изучении трудных тем по математике языком обучающей игры. Дополнительные занятия по математике превратились в обучающий игровой чемпионат.

Рефлексия любой деятельности обязательна. Игры создаются для игроков. Только в игре можно определить сильные и слабые стороны проекта, оценить идею, креатив и умение разработчика. Демонстрация, испытания и оценка обязательно проводятся в рамках факультативного занятия, предметной недели, но интереснее всего – «День Scratch» – день открытых дверей.

Цыплят по осени считают

Работоспособность любой системы, как и системы организации занятий с учащимися в изучении языка программирования, оценивается по достигнутым результатам.

А результаты такие: дети с удовольствием занимались созданием игровых проектов на языке визуального программирования Scratch, что способствовало изучению основных алгоритмических структур и их программной реализации. Владение техническими возможностями позволило реализовывать смелые творческие идеи.

Игры, обучающие проекты и анимированные истории были опубликованы на сайте сообщества scratch.mit.edu, часть из них объединена в студию «Наши игры». Свои работы ребята представляли:

  • на Витебском областном дистанционном конкурсе «Юный Скретчер – 2018» в номинациях «Анимированная история (диплом III степени), «Обучающая игра» (диплом I степени), «Компьютерная игра» (диплом I степени)

  • в республиканском конкурсе «Программирование в среде Scratch» принимали участие уже второй раз. Учащийся 4-го класса с проектом в номинации «Анимированная задача» стал финалистом конкурса

  • в заочной Международной Scratch-олимпиаде по креативному программированию принимали участие два года подряд. Работы отмечены дипломами I, II и III степени;

В первой Оршанской районной олимпиаде «Креативное программирование» ученики пятого, шестого и седьмого классов показали умение программировать в среде Scratch и мобилизовать свои возможности в очном соревновании при создании игры на заданную тему. Один из победителей районных соревнований Данила Маньковский в Витебской областной открытой олимпиаде по программированию в среде Scratch награжден дипломом III степени.

Уже второй год под моим руководством в школе работает кружок «Начала робототехники с Lego WeDo», и многие скретчеры осваивают и этот вид программирования. Программирование роботов вдохновило Данилу Маньковского провести испытания созданной модели робота в разных средах программирования, сравнить возможности. Результаты своей работы «Исследование возможностей объектно-ориентированной среды Scratch для программирования «разумного» поведения роботов Lego Wedo 1.4» Данила представил в формате публичной защиты на районной научно-практической конференции. Результат – диплом II степени.

Призы и дипломы, конечно же, имеют для ребят большое значение, но умение логически мыслить, выдвигать идеи и смело их реализовывать в программах, умение работать в коллективе, умение общаться и радоваться победам друзей – это наиболее ценные умения, которые ребята получают в процессе обучения.

Меня как педагога радуют успехи моих учеников. С каждым годом у скретчеров в школе появляется все больше единомышленников.

Что для меня работа в проекте? Это возможность общаться с учителями со всей Беларуси и обмениваться идеями. Испытывать гордость за то, что у нас столько неравнодушных и интересных педагогов. Это возможность учить детей программированию и учиться у них креативности, новому взгляду на окружающий мир. Это возможность постоянно совершенствоваться мне как учителю, раскрывающему для себя новые возможности языка программирования, совершенствовать свое профессиональное мастерство, делиться своими знаниями. В течение двух лет я была участницей финалов конкурса для педагогов: «Scratch-мастер – 2016» с разработкой учебного занятия (награждена дипломом I степени), а также «Scratch-мастер – 2018» с обучающим проектом в среде Scratch (награждена дипломом I степени).

Успехи, которые дети демонстрируют при изучении Scratch, позволяют надеяться на то, что они будут также успешны при изучении темы «Программирование» на уроках информатики. Но то, что они будут нести добро людям, с которыми соприкоснулись, – бесспорно. В процессе работы в Scratch детьми приобретено умение партнерского общения, где у каждого есть возможность почувствовать себя успешным. 

Закончить свое повествование мне хотелось бы словами песни Александра Ермолова:

Я рисую новый мир,
Пусть моя не сохнет кисть!
Я рисую новый мир,
Эй, прохожий, обернись!
Если что-то ты хотел

В этой жизни изменить –
Нарисуй в своем окне
Мир, каким он должен быть!


наверх