• En
  • Рус

Проектная деятельность как средство познавательной активности в среде программирования Scratch

Проектная деятельность как средство познавательной активности в среде программирования Scratch











ЛИДИЯ РОМАНЧУК
учитель информатики ГУО "Глубокская районная гимназия"

Едва есть ли высшее из наслаждений,

как наслаждение творить.

Н.В. Гоголь

Наше время называют «веком информации». Сориентироваться в этом информационном мире непросто. Особенностью XXI века является активное внедрение информационных технологий во все сферы жизни и деятельности государства и общества. Задача образования – научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации и использовать необходимые знания.

001.jpgНа протяжении работы в школе меня всегда интересовали вопросы: как сделать урок интересным? Как развивать творческий потенциал учащихся не только на уроках, но и во внеклассной работе? Ведь учащимся предоставляется широкий выбор факультативов, индивидуальные занятия, групповые занятия разновозрастных групп и занятия в межшкольных факультативах.

Через Интернет обучающиеся участвуют в различных проектах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в Беларуси и России. Это способствует не только интеллектуальному развитию учащихся, формированию их информационной культуры, умений работать в команде. Участвуя в конкурсах, ребята узнают много нового, интересного не только по информатике, но и по другим предметам.

Считаю, что учиться в школе детям интересно. Необходимо развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. И помочь во всем этом может метод проектов.

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно-ориентированного образования и воспитания личности.

Для меня эта тема актуальна, потому что метод проектов, как ни какая другая методика, повышает качество обучения информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался. Участие в проектах позволяет школьникам приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

По мнению Н.И. Запрудского, проектное обучение направлено на вооружение учащихся умениями делать проекты, которые потом осуществляются в жизни. При этом попутно у учеников формируются важные умения: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнерами, руководить другими людьми, делать дело и др.

Три «кита», на которых держится данная технология, – самостоятельность, деятельность, результативность. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленная на достижение общего результата.

Считаю, что среда программирования Scratch как нельзя лучше подходит для проектной деятельности. Ведь даже небольшой детский проект, выполненный в этой среде, будет иметь свою цель, ребенок выполнит определенные шаги по ее достижению и в итоге представит результат, то есть продукт, выполненный в группе.

002.jpgЕще 8 лет назад наши гимназисты познакомились с языком программирования Scratch. На базе гимназии был организован межшкольный факультатив для учащихся 5–6-х классов школ района, в рамках областного инновационного проекта «Введение курса в облачные вычисления». Не скрою, первое время возникали вопросы, мы старались их решать. Учащиеся создавали анимированные открытки, мини-проекты, и полученные знания позволили ребятам поучаствовать в международной дистанционной олимпиаде в среде Scratch, проводимой в России. Практически все они заняли призовые места.

В настоящее время учащиеся изучают основы языка программирования Scratch на факультативных занятиях со второго класса. Безусловно, все Scratch-проекты творческие, зачастую содержат игровые элементы или полностью являются игровыми. Дети могут сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных ими персонажей, учиться работать с графикой и звуком. Важно и то, что можно поделиться результатами своего творчества в сети Интернет с друзьями, познакомиться с произведениями других пользователей, найти новые идеи для своих работ. По словам создателя Scratch Митчела Резника, это один из самых верных способов заставить детей полюбить математические показатели без их ведома.

Уже первые занятия в среде Scratch позволяют создать простые проекты. Я предлагаю детям небольшой проект, далее каждый ребенок развивает его, реализуя свои творческие фантазии.

Большую часть времени на занятии ученик работает самостоятельно: индивидуально, в паре или в небольшой группе, а учитель лишь выступает в роли тьютора. Предлагаю учащимся распределить роли: сценарист, художник, программист, музыкальный редактор, где каждый разрабатывает свою часть проекта. Для работы над проектом ребенку выдается «Маршрутный лист», где он видит все задания, которые нужно выполнить. Если он выполнил проект, то вручаю поощрительные медальки, смайлики.

Чтобы заинтересовать детей, знакомлю их с алгоритмом творчества Митчела Резника, состоящим из пяти шагов:

1. Вообрази будущую программу и что каждый будет делать в проекте;

2. Сделай проект;

3. Испытай;

4. Поделись с другими и оцени;

5. Обдумай, можно ли что-то изменить, улучшить, упростить.

На своих занятиях сначала даю теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем учащимися выполняются проекты, показывающие применение полученных знаний. Работая над творческим проектом, необходимо каждый этап проекта с учащимися проговаривать и направлять их деятельность, чтобы работа над последующими проектами была полностью самостоятельной.

Лучшие работы учащихся распечатываются и размещаются на стенде в кабинете. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретенных ими знаний. Основная часть проектов, разработанных учащимися, размещена в моем блоге  на странице «Проектная деятельность».

Предлагаю учащимся творческие мини-проекты и для домашнего задания.

Ребята участвуют в различных областных, республиканских конкурсах, олимпиадах по программированию в среде Scratch. Создают образовательные проекты, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют усвоению содержания обучения, закреплению знаний по учебным предметам и могут быть представлены в виде интерактивной модели, тренажера.

Считаю, если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то во взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, быть коммуникабельным.

В результате выполнения проектов у учащихся расширяется сфера интересов, темы изучаются углубленно, развиваются целеустремленность и работоспособность.

При этом Scratch является мотивирующим инструментом для учащихся в процессе формирования навыков проектной деятельности для получения новых знаний в области программирования.

Среда Scratch доступна каждому, кто хочет развиваться и творить.



наверх