• En
  • Рус

Ключевой вопрос как средство активизации познавательной активности учащихся на занятиях по Scratch

Ключевой вопрос как средство активизации познавательной активности учащихся на занятиях по Scratch










ЕЛЕНА НИКИФОРОВИЧ
учитель информатики ГУО "Средняя школа №1 г.Глубокое им.П.О.Сухого"

Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, 

так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, 

стоит их только поднять из глубин и привести в действие

Оризон Свит Марден

На протяжении всей работы в школе меня интересовал вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы. Как активизировать познавательную деятельность учащихся, развивая их творческий потенциал, тем самым повышая качество знаний?

Современные дети зачастую не хотят просто получать знания. Им важно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни. Они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Создатель языка программирования Scratch Митчел Резник считает, что активное познание – познание через моделирование окружающего мира – является наиболее эффективным способом обучения. Так мы учим наших детей создавать и трансформировать мир вокруг себя, не останавливаясь на уровне «обычного пользователя».

Чтобы повысить качество учебного процесса нужно активизировать стремление ребят к познавательной деятельности.

Удивление, желание узнать больше по изучаемой теме, поделиться своими знаниями – показатели познавательного интереса. Природой в человеке заложена способность открывать что-то новое. При этом человек переживает широкую гамму чувств. Способность делать открытия – не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития.

Задача учителя – создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться. Для этого нужны методы преподавания, которые позволяют глубже вовлечь учеников в процесс обучения и обеспечить их активное участие в этом процессе. Ведь знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают у учащихся затруднения в их применении к пониманию изучаемого материала и решению конкретных задач.

Поэтому необходимо чаще использовать методы активного обучения. Мы охотно учимся тому, к чему имеем интерес, что нас интригует, что необходимо нам для достижения цели. Мы стремимся понять и легко запоминаем то, что нас интересует. Ключевой вопрос – именно такой элемент обучения.

Ключевой вопрос – это проблемная ситуация. Ученик не может дать на него сразу точный ответ с помощью известных ему знаний, это вызывает в нем искреннее недоумение: «Почему не получается?» Появляется заинтересованность разобраться в данной проблеме. Этот вопрос цепляет, создает в классе познавательную напряженность. Но проблемная ситуация возникнет только тогда, когда появляется эмоциональный отклик: ученики широко раскрывают глаза, задумчиво почесывают затылки, недоуменно смотрят на учителя.

Ключевой вопрос примечателен тем, что одновременно выполняет несколько функций:

·        пробуждает любознательность и интерес к теме;

·        заставляет думать;

·        привлекает внимание и ставит вызов;

·        ускоряет усвоение материала;

·        тесно связан с целью занятия и активизирует ее выполнение.

Ключевые вопросы должны:

·        подчеркивать цели обучения и ускорять их реализацию;

·        вызвать желание ответить на вопрос;

·        пробуждать интерес каждого ученика;

·        поощрять учеников к самостоятельному поиску ответов;

·        поощрять учеников аргументировать свои мысли и способ поиска ответов.

На ключевой вопрос нельзя однозначно ответить «да» или «нет», на него нельзя ответить в начале занятия. Такой вопрос мотивирует ученика на поиск ответа в течение всего занятия, тесно связан с темой и немного выходит за рамки ее содержания.

Прием ключевого вопроса на занятиях по Scratch заключается в том, что прежде, чем я объясняю новый материал, формулируется главная проблема того, о чем мы сегодня будем говорить. Это главное противоречие. Ребята знают, что над ним можно поразмышлять и поспорить. Ответ на вопрос ребята могут обсудить в парах или группах. Таким образом, в начале занятия, совершенно не зная материал, ребята делятся гипотезами. Ответы учеников не комментирую, не даю оценки правильности или неправильности суждений. Благодарю за интересные версии. Прошу учащихся запомнить ответы. Создаю интригу на весь урок, не открываю секрет, был ли дан правильный ответ. На протяжении занятия обращаюсь к ключевому вопросу. Задаю различные дополнительные вопросы. В конце урока обсуждаем, найден ли ответ на ключевой вопрос. Если необходимо, обращаю внимание учащихся, что ответы на некоторые вопросы можно найти в литературе или Интернете.

Необходимо организовать работу учеников так, чтобы они были подготовлены к решению стоящей перед ними проблемы. Надо убедить ребят, что, решая новую задачу, открывая новое, человек имеет право на ошибку, а идея, неподходящая для данной ситуации, может пригодиться в другой. На занятиях должна быть создана обстановка доброжелательности, уважения, тогда и работать будут все, а не только сильные ученики.

Ключевой вопрос и поиск ответа на него способствует формированию логического мышления, стимулирует ученика к поиску правильного ответа, организует и активизирует познавательную деятельность в течение всего занятия.

Я считаю, что не каждый вопрос является проблемным. Если он окажется слишком легким для учащихся, то не будет мотивирующим, не будет проблемой для ребенка. Если заданный вопрос окажется чрезмерно сложным, то также не будет мотивировать, так как учащиеся не имеют базы знаний и умений, достаточных для ответа на него.

Ключевой вопрос я формулирую не обязательно в форме вопроса. Это может быть загадка, тезис, рисунок, гипотеза, лайфхак и т.д. Но не всегда удается придумать, найти в литературе ключевой вопрос, который подходит.

Зачем нужны ключевые вопросы? Они захватывают внимание учащихся; учащиеся активно включаются в работу, причем не только на уроке, но и дома; активизируют умственную деятельность, заставляют критически относиться к информации; формируют у учащихся собственное мнение и умение высказывать свою точку зрения.

Я заметила, что изменилась обстановка на занятиях, появился положительный мотив к деятельности в проблемных ситуациях (хочу разобраться, хочу найти ответ на вопрос, хочу убедиться, прав ли я…), дети заинтересованно работают при поиске ответов, учатся самостоятельно рассуждать. Появились положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (испытываю радость, хочу еще попробовать…). Ребята переживают открытия (я разобрался, я ответил на вопрос, у меня получилось…). Но порой может возникнуть такая ситуация, что наиболее «продвинутые» пользователи ПК могут ответить на ключевой вопрос за считанные секунды. Тогда приходится искать выход из ситуации по ходу занятия.

                  Примеры ключевых вопросов

Тема занятия

Ключевой вопрос

Основные компоненты компьютера

Второклассник Сережа рассказал своему другу, как он работает с компьютером: «Для работы с компьютером я обязательно включаю клавиатуру, набираю буквы с помощью мыши. Для распечатки текста вставляю в системный блок бумагу. Музыку прослушиваю с помощью принтера». Прав ли Сережа?

Работа с заданным текстом

Я выдвигаю гипотезу, что пользователям ПК не обязательно уметь работать с текстом. Докажите, что моя гипотеза ошибочна.

Движение объектов

Спрайт рассуждал:

«Я похож на людей, потому что…

Я похож на ракету, потому что…

Я похож на поезд или лифт, потому что…»

Прав ли Спрайт?

Разные темы занятий

 

Как выглядит скрипт, результатом которого будет следующий проект? (показываю проект)

Понятие координат

Можно ли считать почтовый адрес координатами человека?

Определение координат Спрайта

В многоподъездном и многоэтажном доме живут звери. Помогите льву пройти к ним в гости. У льва очень плохая память. Как записать коротко, куда ему нужно идти?


Знакомство со средой программирования Scratch

Как вы думаете, есть ли что-то общее между напитком «Спрайт» и компьютерным исполнителем? Какие действия можно производить со «Спрайтом»? (Достаю бутылку «Спрайта».)

Знакомство со средой программирования Scratch

Лисенок Лесик белорус. А какая национальность у Царапки?

Спрайт и его свойства

Есть ли у Спрайтов паспорта?

Графический редактор Scratch

Как вы думаете, почему растровые изображения называют граблями?

Внешность объектов

Саша и Маша затеяли спор.

– У моих Спрайтов есть шапка-невидимка, – сказал Саша.

– Это неправда, – ответила Маша.

– Нет, правда!

– А зато мои Спрайты – один за всех и все за одного!

Кто из детей прав?

Алгоритм с повторением

Верно ли, что для выполнения большого количества однотипных действий вовсе необязательно писать объемный скрипт?

Алгоритм

Голова без ума – что фонарь без свечи.

Переведите пословицу на язык информатики.

Сеть Интернет

В каждой современной школе должно быть как минимум три выхода. Какие?

Безопасность в сети Интернет

Согласны ли вы с выражением, что Интернет – это город, построенный на мусорной свалке?


наверх