Простая история

МУССКАЯ ТАТЬЯНА МЕЧИСЛАВОВНА
Учитель начальных классов ГУО "Средняя школа №5 г. Сморгони"
Работает учителем начальных классов с 1988 года
Опыт работы в среде Scratch:с сентября 2018 года
Финалист конкурса "Моя Scratch-история 2018" в номинации "Мой дебют"
Любая жизненная история начинается со знакомства… Или, как в сказке, жили-были…Вот и я свою историю в Scrach хочу начать рассказом о том, как я пришла в этот проект. Итак, я Мусская Татьяна Мечиславовна, учитель начальных классов замечательной средней школы № 5 г. Сморгони, совсем скоро мне исполнится 51 год (многовато для новичка, правда?), стаж работы с 1988 г. в одной школе – 30 лет. И, как понимаете, мое детство, учеба в школе и пединституте, конечно же, были «бескомпьютерной эпохой». Осваивать компьютерную грамоту начала со своими сыновьями. Задели, даже обидели слова младшего сына: « Люди прошлого века учат людей будущего…Чему вы можете научить?» Такой у него был бескомпромиссный возраст. А у меня в это время была высшая квалификационная категория, большой опыт работы. Компьютером владела, как я считала, неплохо, активно использовала в работе программы Smart NoteBook, Prezi, платформу Google и др. Училась, узнавала новое, получала сертификаты.
И вот в 2016 г. я набрала новый класс, 26 первоклашек. В августе, накануне учебного года, было создано сетевое сообщество класса КНОПОЧКИ.
Сообщество активно действует и по сей день, в нем вся жизнь нашего классного коллектива.
На первом родительском собрании, когда я познакомила родителей с сообществом, раздала адреса, абсолютно уверенная в том, что уж молодое поколение точно активные пользователи сети Internet, все знают-умеют, но столкнулась с обратной ситуацией. У многих компьютерная грамотность ограничивалась социальными сетями. А без поддержки родителей учителю начальных классов работать сложно. Стали учиться вместе: учитель-родители-дети. По запросам родителей стал действовать кружок «Компьютерная грамота».
За один (!) год мои первоклассники освоили программы Microsoft Word Online, PowerPoint, создавали Google - документы, презентации, работали в блогах при подготовке к «перевернутым» урокам, готовили онлайн-викторины к урокам литературного чтения. Опыт для нашей школы уникальный, так как программу занятий составляла сама, исходя из запросов моих подопечных.
Так прошел первый учебный год. Перешли во 2-ой класс и… В середине учебного года я увидела, что у моих самых активных ребят погас «огонек» в глазах. Им стало неинтересно, они легко справлялись со всеми заданиями. И снова я стала искать что-то новое, чтобы освоить самой и научить ребят.
Так впервые на просторах сети Internet я увидела слово «Scratch». Спросила у коллег - никто не то что не работал, а даже не слышали такое слово. Вспоминая первые попытки создать свой аккаунт, разобраться с терминами «скрипты», «спрайты», улыбаюсь. Не получалось, хотела бросить, решила для себя, что возраст уже не тот, чтобы учиться. И снова садилась за работу. Первую «скорую» помощь оказала книга Дениса Голикова «Scrach для юных программистов». Сразу познакомила с ней своих учащихся.
Потом был Республиканский семинар «Особенности организации образовательного процесса на факультативных занятиях «Творческая деятельность в среде программирования Scratch (2–4 классы)». Очень доступно и интересно нам, слушателям, рассказали о формировании умений составлять простейшие алгоритмы при планировании и реализации проектов в среде Scratch, навыках объектного взаимодействия, моделировании интерактивного взаимодействия. И, главное, это была не лекция, а практическое занятие, где мы, помогая друг другу, создавали собственные программные события.
Вот пример самого первого продукта, наивного, простого, но созданного самой.
Окрыленная, вернулась домой и стала самостоятельно работать в Scrach. И во втором полугодии мои «кружковцы» уже занимались программированием.
Отдельное спасибо Парку Высоких Технологий за онлайн-курс «Scratch для начинающих». Похвалюсь, что, хотя и не набрала максимум баллов, но вполне успешно его закончила без чьей-либо помощи. Да, над игрой «Охотники за привидениями» просидела два дня, казалось, что вот, уже полностью выполнила задание по инструкции. Но присылают ответ - не доработано, подумайте над концовкой. Думала, просчитывала варианты, помочь никто не мог! Теперь понимаю, что был использован такой же прием, какие и я использую в своей педагогической практике - «зона ближайшего развития»- сначала действуем по шаблону, затем применяем знания в незнакомой, нестандартной ситуации. Это и есть компетентностный подход в образовании.
Окончила курсы, получила доступ к материалам для подготовки к занятиям, календарно-тематическому планированию факультатива. Образовательный проект Парка высоких технологий и Министерства образования Scratch.by действительно оказывает мощную поддержку педагогам, решившим вести факультатив. Летом 2018 г. я изучила программу факультатива в 3 классе, чтобы «во всеоружии» приступить к занятиям. Администрация школы выделила часы для факультатива.
Если «Компьютерной грамотой» занимался почти весь класс, то на факультатив записалось семь человек - шесть мальчишек и девочка. Самые любопытные, самые активные мои «почемучки», которые в каких-то вопросах иногда обгоняют своего наставника.
Например, Тумаш Назар всегда дорабатывает Scratch-продукты, внося свои изменения. Для экологического проекта создал игру «Пылеловитель» (по аналогии «Охотников за привидениями»), «Разговор о пыли». Имея «десятку» по математике, решил помочь своим одноклассникам и создал математический тренажер «Проверка математики». Я показала, как запрограммировать примеры на сложение, остальные действия добавил сам, усовершенствовав мою заготовку.
Теперь работаем над сказкой «Теремок», познакомились с растровым и векторным режимами. Ребята повзрослели. Не спешат публиковать незавершенные проекты. Задают вопросы, коллективно решают проблемные ситуации, творят.
Наша простая история продолжается… Говорить о результатах еще рано, но первую страничку – знакомство - можно перевернуть. Наши герои и я вместе растем, используя продукты Scratch для развития компетенций и наращивания потенциала во всех сферах образовательного процесса. Пришли на ум слова французского политического деятеля Жака Делора, человека, далекого от образования, но тем не менее сформулировавшего цели образования XXI века: «Научиться познавать. Научиться делать. Научиться жить вместе. Научиться жить!» В нашу команду пришло еще два ученика. Теперь нас девять. Интерес к факультативу растет. Еще у нас два добровольных помощника - наши папы, инженеры - программисты, Акулич Денис Александрович и Яненко Олег Леонидович. Дети спросили: - А вам слабо? Родители ответили: - Не слабо! Scratch стал общим семейным делом.
Смотрим в одном направлении, объединяем усилия! Единомышленники!
Идем к новым идеям и проектам! Думающие!
Изобретаем, придумываем, творим! Креативщики!
До новых встреч, Scratch. Вместе мы – сила!