Scratch – это не только про код
ЖАННА САНЬКО
Учитель информатики ГУО " Затурьянский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа"
Участник конкурса "Моя Scratch-история 2019" в номинации "Мой дебют"
Каждый учитель находит в своей работе свою стезю, свою цель и свое призвание. Не сразу, но я поняла, что я учитель, и мне доверяют. Я учу, и у меня учатся. Я веду, и за мной идут. Я убеждаю и мне верят. Эта великая сила есть у каждого учителя – владеть сердцами своих учеников. Я пришла к таким выводам через свою Scratch-историю.
А началась все с того, что в этом году администрация нашей школы поручила мне вести факультативный час «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» для второклашек. Как вы понимаете, на самом деле это мой дебют. Но сказать, что благодаря программированию у меня появились маленькие поклонники – это значит не сказать ничего.
Мы живем в удивительное время, когда многие вещи, которые мы видим в фантастических фильмах, становятся повседневной реальностью. Сегодня во многом смартфоны и планшеты заменили нам компьютеры, но и они постепенно исчезают в привычном для нас виде. Все окружающие нас вещи – бытовая техника, транспорт, квартиры – становятся умными.
Представьте себе, что скоро умными станут не только вещи, но и дома, улицы, города. А, как известно, работой умных вещей управляют программы, запущенные удаленно на супермощных компьютерах. Но и это не главное. Чтобы ими управлять, их надо создавать.
Согласитесь, ведь это здорово, когда ваш автомобиль без вашей помощи съездит на заправку, а холодильник сам определит отсутствие молока, овощей и хлеба в доме, сам найдет эти продукты по выгодной цене, отправит заказ в интернет-магазин и согласует удобное для вас время доставки. Весь этот новый уклад жизни никак не вяжется с традиционным способом получения образования. И только тут приходит понимание роли нововведения в образовательном процессе – проекта «Программирование – вторая грамотность».
Конечно же, одно лишь слово «программирование» отпугивает не только детей, но и учителей. Когда разговариваешь с учителями информатики о программировании, они говорят: «Мы не программисты, мы учителя». И это реально справедливо. Но хотелось бы спросить у каждого учителя информатики, пробовали ли они программировать с помощью визуального языка программирования Scratch? Уверена, что многие пожали бы плечами, говоря, что нет на это времени. Уважаемые учителя информатики, найдите время и разберитесь с этим языком. Он просто элементарен.
Scratch – простой, понятный и невероятно веселый язык программирования, который разработан специально для детей. В нем нет кодов, которые нужно знать назубок и писать без ошибок. Все, что требуется, – это уметь читать и считать. Как из конструктора, при помощи Scratch можно собирать программы из разноцветных «кирпичиков» – блоков. В программу можно вносить любые изменения в любой момент и сразу видеть, как она работает. Это мое мнение как дебютанта.
Какие же произошли со мной перемены за тот короткий промежуток времени, когда я стала изучать язык Scratch?
Скажу откровенно и однозначно: они напрямую связаны с тем, что происходит с моими учениками. На модном молодежном сленге это называется лайфхаки. Поверьте, это не передать словами. На минуточку просто представьте. Ребята во втором классе еще не совсем хорошо научились читать, считать и писать. Это скучное для них дело. Ничем не примечательно. Им хочется играть. Они любят сидеть в компьютерах, планшетах и мобильниках.
Наш факультатив дает им такую возможность. С помощью Scratch они создают фрагменты оживающих картинок и получают от этого массу положительных эмоций, которые и являются мотиваторами в получении знаний.
Представьте себе, мои подопечные стали лучше читать и писать, фактически за три месяца. А как они ждут наших занятий! Это что-то невероятное. Не верите? Тогда возьмите час факультатива – и вы будете приятно удивлены.
До недавнего времени и я этого представить не могла. Каждую среду они встречают меня у порога и напоминают, что на пятом уроке мы встретимся вновь. Cорок пять минут пролетают незаметно. Я скажу вам по секрету, что таких жаждущих знаний учеников у меня еще никогда не было. Когда в очередной раз я прихожу на свои занятия, то умиляюсь своей работой и не могу подвести ребят. Поэтому я хочу учить программировать и хочу в этом деле преуспеть. Не существует простого ответа на вопрос, с чего стоит начать обучение, но есть очень много хороших ресурсов для этого, базирующихся на наших знаниях и готовности к обучению.
Как мне кажется, уметь программировать – это необходимая грамотность будущего, а вместе с тем и совершенно новый контент достижений.
Я не знаю, каких успехов достигнут мои ученики в программировании, но я знаю точно, что приму участие в создании нового человека, который будет ценен обществу как человек-творец, призванный исследовать проблему, а не просто что-то исполнять.
Программирование на языке Scratch – не только про код, который мы пишем, это про вещи, которые мы соединяем вместе.
Я хочу, чтобы мои учащиеся почувствовали вкус некой победы настолько быстро, насколько это возможно. Не имеет значения, будет ли этим достижением одна строчка кода или целый сложный алгоритм, главное, чтобы они трудились и чувствовали в этом необходимость.
На мой взгляд, Scratch сегодня – это проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. В Scratch сочетаются современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Мир не стоит на месте, и каждый день появляются новые правила и новые открытия, поэтому важно, чтобы учитель продолжал развиваться наравне со своими учениками, чтобы новые знания не пугали его, а, наоборот, воодушевляли.
«Наше занятие окончено», – говорю я своим второклашкам, но каждый раз знаю, что мой урок будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.