Творчество в Scratch и его результативность

ТАРАСЕНКО ЛЮДМИЛА МЕЧИСЛАВОВНА
учитель информатики и математики ГУО "Средняя школа № 2 г. Глубокое Витебской области"
"Уважаемые участники проекта «Программирование – вторая грамотность»! Приглашаем всех с пользой провести время школьных каникул…" – так начиналось письмо, в котором Парк высоких технологий приглашал принять участие в конкурсе «Моя Scratch-история». Я посмотрела номинации и с удивлением для себя определила, что я уже, оказывается, мастер! И результаты детей меня очень радуют. Но тогда возникает закономерный вопрос: «Ведь, действительно, чтобы были такие успехи, должна быть определенная система работы». С доказательствами результативности и эффективности дела обстоят хорошо. А вот система работы… Но ведь без нее не было бы и хороших результатов.
Вспомнился образовательный семинар «Лучшие мировые практики обучения программированию» с участием создателя Scratch профессора Массачусетского технологического института Митчела Резника, проходивший в мае 2018 года в ПВТ.
Тот день был по-настоящему знаменательным для меня, потому что на этом форуме собрались единомышленники – люди, которые, как и я, увлечены программированием в среде Scratch. Очень приятно было видеть заинтересованность участников, их увлечение не только педагогической деятельностью, но и творческим подходом к работе в среде Scratch. Много познавательного я узнала из выступлений учителей, имеющих большой опыт преподавания Scratch, таких как Ольга Евгеньевна Елисеева – доцент БГУ, автор первой в Беларуси книги-учебника для изучения Scratch, Виктор Владимирович Гордейчик – учитель из г. Береза, создавший серию Scratch-уроков по ОБЖ. В каждом выступлении чувствовалось, насколько сами преподаватели увлечены Scratch и с какой непосредственностью увлекают своих учеников программированием.
Необычным с точки зрения нашей педагогики и методики было и выступление самого Митчела Резника. Очень приятно видеть человека, увлеченного программированием и одновременно переживающего за эмоциональное состояние детей, занимающихся Scratch, за их интеллектуальное и нравственное развитие.
А семинар в Орше с участием Митчела Резника для меня был особенно интересным, потому что проходил в формате диалога между учителями и создателем Scratch. Непринужденная и в то же время рабочая обстановка дискуссии позволила не только задать интересующие вопросы, но и получить обстоятельный, развернутый ответ, уточнив отдельные моменты более полно.
Каждый из нас по-разному пришел в Scratch.
Кто-то, как Митчел Резник, создавал Scratch или работает над его совершенствованием. Кто-то увлекся Scratch, узнав от коллег-учителей о красочной среде, в которой можно и анимацию создавать, и программы писать. Кому-то ученики задали вопрос: «А что такое Scratch?» – и в процессе поиска ответа учитель сам заинтересовался Scratch. Меня тоже интересовал этот вопрос.
Осенью 2016 года Витебский областной институт развития образования проводил дистанционные курсы по изучению Scratch. Начальник отдела работы с одаренными детьми Александр Борисович Кондратович, человек, увлеченный программированием, организовал обучение учителей.
Я, как и многие учителя района, записалась на эти курсы. И не пожалела об этом.
Во-первых, я оказалась в сообществе Scratch, где можно общаться с людьми, которые так же, как и я, увлечены программированием.
Во-вторых, у каждого человека в жизни есть несколько увлечений. А вот когда их можно использовать совместно – это большое счастье. В этом смысле я счастливый человек: Scratch дает мне возможность объединить программирование и фотографию. Мне очень нравится создавать проекты, в которых можно использовать собственные фотографии природы Беларуси.
В-третьих, меня увлекают проекты, которые несут в себе смысловую основу, такие как образовательные проекты. В них можно объединить программирование, творчество и красоту.
В-четвертых. Когда учитель счастлив? Когда его ученики понимают материал, активно работают на уроке, когда у них, как говорится, горят глаза, потому что они знают ответ на заданный вопрос.
Я сейчас говорю не только о занятиях Scratch. Какой учитель упустит случай, чтобы сделать свой урок нестандартным? Думаю, что провести уроки с использованием Scratch пробовали многие учителя, и убедилась на собственном опыте, что положительный результат от такого урока есть всегда. Такой урок математики в 6-м классе на сложение положительных и отрицательных чисел получился у меня, когда я отважилась использовать написанную программу на Scratch в качестве ЭСО. Конечно, каждый урок таким не сделаешь. Да и незачем. Однако Scratch оказал мне большую помощь в изложении материала темы.
Еще одним из положительных моментов урока с использованием Scratch-проекта является то, что многие дети захотели попробовать свои силы в Scratch. И, кстати, спустя год слабые ученики вспоминают именно тот урок, чтобы правильно сложить числа с разными знаками и отрицательные числа.
Я написала свой первый скрипт в октябре 2016 года и… «загорелась» Scratch. Передо мной встала непростая задача: как же привлечь детей в программирование на Scratch? Ведь шла уже вторая четверть. Первыми шагами по преодолению этой трудности была организация платных образовательных услуг в 5-м классе. Конечно, детям всегда интересно попробовать неизвестное. И ко мне на кружок пришло достаточно учеников, чтобы можно было начать работать. Однако надо отметить, что «текучесть» на занятиях была большой. Здесь, в первую очередь, сказалось то, что не все дети обладают достаточной усидчивостью (многие при первых же неудачах сдавались), логическим видением решения поставленной цели (самим трудно составить алгоритм – только повторяли уже объясненный алгоритм). Отрицательным моментом было и то, что нужно было оплачивать занятие (у всех разный материальный достаток). Поэтому с 2017/2018 учебного года были организованы факультативные занятия в 6-х классах и кружок в 7-м классах, а с января 2018 года – факультатив во 2-х классах. В 2018/2019 учебном году я веду факультатив в 6-х классах и двухчасовой кружок в 5–8-х классах. Для проведения занятий использую учебные программы Министерства образования Республики Беларусь и дополнительные материалы сайта http://scratch.by/teachers/.
Мне нравится работать над образовательными проектами и викторинами. Видимо, поэтому первые проекты, которые пишут мои ученики, – это викторины. В 2017 году мы с детьми впервые пробовали участвовать в белорусских и российских конкурсах.
Первой пробой наших сил были два конкурса. Первый – организованный ПВТ. Второй – «Программируем в Scratch» (Отдел образования, спорта и туризма Рогачевского райисполкома) (март 2017 г.). Три ученика – Павел Бычкович, Андрей Леонов, Ян Яцыно (5-й класс) – стали участниками и были приглашены на финал 30 марта 2017 года в Республиканский центр инновационного и технического творчества г. Минска. Было очень приятно получить приглашение. Хотя воспользоваться им не удалось.
Результатом участия в Международной Scratch-олимпиаде по креативному программированию – 2017 («Электронная школа Знаника», май 2017 г.) мы были несказанно рады: за четыре работы было получено четыре диплома – I, II, III степени.
Я уже упомянула, что мне и моим ученикам нравится работать над образовательными проектами и викторинами. Приятно видеть, как при создании таких проектов развиваются способности учеников логически мыслить, самообразованию, тренируется усидчивость, дисциплинированность, самостоятельность. Работу над проектом начинаем с дискуссии: какую тему лучше выбрать для создания проекта, чем она понравилась, что и как можно отразить в ней. Затем, используя необходимую литературу, составляем детальный предварительный план реализации задуманного. К следующему занятию дети приходят со своими идеями и часто измененным планом действий. Здесь важно поддержать ребенка и аккуратно направить его работу в нужное русло. Надо отметить, что необходимо проследить, чтобы ученик не менял постоянно план своих действий, объяснить ему, что такое непостоянство не приведет к желаемому результату и что он может просто-напросто потерять интерес к созданию проекта и программированию в целом. Кстати, очень важным в работе с детьми является то, что ребенок должен почувствовать радость завершенного дела, пусть это будет совсем маленький проект, но он должен иметь свою логическую завершенность. Тогда ученик возьмется и за более сложные проекты.
Методика работы с детьми в начальной школе во многом отличается от работы со старшеклассниками. Проводя первые факультативные занятия со второклассниками, я поняла, что мне нужна помощь. И она пришла… от моих же скретчиков (так ласково мы их называем)!
Вот тогда-то я и вспомнила, что при организации проведения предметных недель учителями нашей кафедры (физика, математика, информатика, астрономия) был выбран такой девиз: «Ученик – для ученика». И я была рада тому, что мы, учителя, не зря учили детей делиться своими знаниями и умениями по проведению опытов по физике. Только теперь нам приходилось кропотливо объяснять второклассникам, как правильно и куда сохранять работу, как работает та или иная команда. Но сколько радости было у малышей, которые создали свои первые анимированные открытки для мам и пап.
И раз уж так случилось, то мы со «скретчиками» решили таким же образом презентовать работу в Scratch («Программируем вместе»). На переменах юные скретчеры помогали освоить азы Scratch всем желающим. И результат оказался очень хорошим: в кружок пришли новые дети, и они увлеклись Scratch.
Хорошим подспорьем в увлечении ребят программированием в Scratch является использование созданных учениками проектов на занятиях. В нашем случае ярким примером стал проект Виталии Кувшиновой «Тайны белорусской Венеции» на занятиях «Мой край Глубоччина» для пятых классов.
Популярность Scratch в школьной среде растет. На кружковые занятия в этом учебном году по субботам приходит часто более двадцати 5–8-классников (мы занимаем два компьютерных класса). Такая популярность кружка является и следствием результативности участия скретчеров в областном дистанционном конкурсе по программированию «Юный скретчер – 2018» (8 дипломов) и в Международной Scratch-олимпиаде-2018 по креативному программированию (Санкт-Петербург) в мае 2018 года (12 дипломов, из них 9 международных). Хорошим примером послужила и победа ученицы 6-го класса Виталии Кувшиновой в Витебской областной открытой олимпиаде по Scratch в г. Орша (диплом III степени), а также ее участие в качестве олимпиадницы во встрече с основателем Scratch Митчелом Резником.
Очень популярным среди скретчеров является межшкольный летний оздоровительный профильный лагерь «Юный айтишник», организованный на базе районной гимназии и действующий уже два года. Здесь собираются ребята, увлеченные Scratch и информатикой. Количество желающих посещать этот лагерь растет. Дети с интересом осваивают программирование, работают с графикой и другими программами. Каждый год с экскурсией бываем в Минске и посещаем ПВТ. В прошлом году ПВТ провел для ребят «Квест-лабиринт». Надо сказать, что дети достойно справились с заданиями. Трое из них прошли все задания лучше и быстрее всех, составив красивые алгоритмы. Мой ученик Максим Паршуто (6-й класс), занял 3-е место и получил приз за самое рациональное решение.
Я два года являлась заместителем начальника лагеря «Юный айтишник» и с радостью для себя отметила, что мне и моим коллегам работать с такими ребятами просто здорово.
В сентябре текущего учебного года мы с ребятами подвели итоги участия в Scratch-конкурсах и олимпиадах за 2017/2018 учебный год: ученики получили 21 диплом. Результат, надо сказать, хороший. Проанализировав итоги, я пришла к выводу, что использование сочетания индивидуальной и групповой форм работы в проектной деятельности Scratch является самым оптимальным для хорошей результативности.
При выполнении заданий Международной Scratch-олимпиады – 2018 по креативному программированию (Санкт-Петербург) ученики попробовали работать в команде. И у них это неплохо получилось (диплом III степени международного уровня). Для нас это новая форма работы, но у ребят есть огромное желание создать команду для выполнения совместных проектов.
И еще один факт. То, что личный пример и активность учителя играют большую роль в увлеченности его учеников преподаваемым им предметом, – очень старая истина. Я думаю, что и мое участие в семинарах по Scratch, и выступление на образовательном семинаре «Лучшие мировые практики обучения программированию» с участием Митчела Резника имели позитивное и немаловажное значение для активизации познавательной и творческой деятельности учеников при изучении Scratch и, в частности, при выполнении работ олимпиады (они завершали и отправляли свои проекты сами).
Рабочая обстановка при подготовке и активное участие в практических занятиях по Scratch на методических объединениях учителей не только нашего Глубокского района, но и соседних с нами Миорского, Докшицкого, Полоцкого дает позитивный заряд для работы. Да и просто хорошее настроение. На таких мероприятиях всегда можно «подсмотреть» что-то интересное для себя, пообщаться с коллегами, поделиться своими наработками. На мой взгляд, Глубокский район является одним из самых активных в изучении Scratch. Большая заслуга в этом нашего руководителя районного МО Лидии Анатольевны Романчук, которая, как «маленький моторчик», не дает нам успокаиваться, продвигает вперед к новым интересным горизонтам. Я, как и другие учителя района, принимаю участие в конкурсах для педагогов, организованных ПВТ и Витебским областным институтом развития образования (номинация «Электронный образовательный ресурс»). Приятно то, что администрации школы и района всегда нас поддерживают.
Все мы знаем, какой кропотливой является работа по созданию Scratch-проектов и сколько терпения, умения трудится самостоятельно и в команде требуется, чтобы довести ее до логического конца. Будет ли завершен проект, зависит от многих факторов: от умения учителя поддержать ученика и помочь ему в затруднительной ситуации; от взаимопомощи между учениками; от работоспособности самого ребенка. И наверное, на процентов 50 – от компьютерной техники, на которой работают дети. С этой проблемой школе помогла справиться компания-резидент Парка высоких технологий «Вайрон АйТи». Администрация средней школы № 2 г. Глубокое, учащиеся и я благодарим предприятие «Вайрон АйТи» и лично ее директора Алексея Владимировича Кругленю за новогодний подарок для учеников нашей школы, а также администрацию Парка высоких технологий и лично заместителя директора Александра Михайловича Мартинкевича – за оказанное содействие. Благодаря подаренным ноутбукам мы смогли участвовать в олимпиадах и конкурсах. Ребята с большим воодушевлением работают на этой технике и стараются не подвести спонсоров.
А еще на осенних каникулах осуществилась мечта многих «скретчиков»: они побывали в гостях у наших спонсоров, пообщались с людьми, для которых программирование – это не просто работа, а образ жизни. Ребята были в восторге от теплой, непринужденной и в то же время рабочей атмосферы в офисе.
Итак, подведем итоги. Система деятельности педагога, обеспечивающая результативную работу в среде программирования Scratch, должна включать следующие необходимые компоненты:
I. Мероприятия, направленные на организацию занятий Scratch:
-
организация в учреждении образования факультативных занятий и кружков (объединений по интересам) по программированию в среде Scratch;
-
оснащенность компьютерной техникой;
-
разработка программ кружковой деятельности (объединений по интересам) на основе учебных программ факультативных занятий Министерства образования Республики Беларусь;
-
использование дополнительных материалов, размещенных на сайте http://scratch.by/teachers/.
II. Развитие творчества детей:
-
использование проектной деятельности на занятиях;
-
использование индивидуальной формы работы при создании Scratch-проектов;
-
использование групповой формы работы учащихся при работе над Scratch-проектами;
-
сочетание индивидуальной и групповой форм работы учащихся при работе над Scratch-проектами;
-
участие детей в конкурсах и олимпиадах по Scratch;
-
организация работы учеников в команде;
-
презентация Scratch учениками, работающими в этой среде;
-
общение с людьми, работающими программистами.
III. Самообразование учителя и активная позиция учителя:
-
при написании проектов учениками учитель должен быть для детей единомышленником, это должна быть одна команда
-
пример учителя в создании им Scratch-уроков или других проектов;
-
активное участие учителя в семинарах и конференциях по Scratch;
-
активное участие в практических занятиях по Scratch на методических объединениях учителей районного и межрайонного уровня.
P.S. Знаете, вначале я всеми силами старалась увлечь детей Scratch и даже боялась, получится ли. А теперь я с восхищением вижу, как мои ученики становятся все более уверенными в своих силах скретчерами, как они с азартом работают над проектами, как кропотливо доводят каждую тонкость алгоритма до нужного результата и уже подумывают заняться изучением других языков программирования. Ну разве можно учителю при этом оставаться безучастным?!
Я точно знаю, что мое увлечение Scratch – это подарок судьбы.
Я благодарна судьбе за встречи с интересными и талантливыми людьми, за возможность заниматься любимым делом, за моих неутомимых, полных новыми идеями учеников.