• En
  • Рус

Развитие критического мышления младших школьников на факультативных занятиях

Развитие критического мышления младших школьников на факультативных занятиях










ОКСАНА ТАЛАЛЕНКО
учитель информатики ГУО "Гимназия №7 г.Витебска"

Современное общество в настоящее время описывают с использованием прилагательного «информационное». Количество информации, которая сегодня доступна человеку, превышает его возможности на ее обработку. Кроме того, более половины поступающей информации не является достоверной.

Чтобы стать успешным, сегодняшнему ученику необходимо уметь анализировать получаемую информацию и выявлять главное, уметь сформулировать свое отношение к полученным знаниям, отказаться от недостоверной, неактуальной и ненужной информации. Человек не рождается с такими умениями. Их нужно у ребенка развивать. На мой взгляд, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.

Критическое мышление – это как раз и есть умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умение применять знания как в стандартной, так и (что гораздо важнее) в нестандартной ситуации.

Человек с развитым критическим мышлением сумеет эффективно работать с информационным пространством, принимать разнообразие окружающего мира и точек зрения. Очевидно, он сможет успешно адаптироваться в современной жизни и находить оптимальные пути решения поставленных перед ним задач.

Курс информатики, особенно раздел программирования, как ни один другой предмет имеет возможности для развития у ребенка такого важного для него навыка, как умение находить несколько вариантов решения одной и той же задачи, видеть объект изучения под разными углами зрения.

Мне всегда хотелось, чтобы мои ученики выросли думающими, умеющими принимать решения и отвечать за свои поступки людьми. И я всегда старалась развивать у них эти качества. Но каждый учитель знает, что такое современный урок и современная школьная программа. В условиях тотального дефицита времени учитель часто успевает только познакомить с материалом урока, а на его обсуждение времени уже не хватает. Учитель сам объявляет тему урока, торопит детей с ответом, что еще хуже – договаривает за ребенка. Такая стратегия лишает детей возможности мыслить, они стараются вызубрить теорию и быстренько ее воспроизвести. Чтобы как-то компенсировать недостаток времени, остается внеурочная деятельность учащихся и учителей.

Обучение критическому мышлению – нелегкая задача. Чем раньше мы начнем, тем успешнее будет процесс обучения. Ведь большинство психологов считают, что к 11–12 годам у человека уже складывается определенный стиль мышления, который в дальнейшем может либо помогать, либо мешать ребенку стать успешным.

Я начала заниматься с учащимися начальной школы программированием достаточно давно. В качестве языка программирования использовались разные варианты – от КуМир до Pascal. Надо признать, что такие занятия были интересны ребятам на начальном этапе работы. Затем от меня требовались колоссальные усилия, чтобы поддерживать интерес у ребят, способности которых носили больше художественный или гуманитарный характер, а усидчивость не является отличительной особенностью младших школьников. И вот четыре года назад у меня в руках появился новый инструмент – язык визуального программирования. Занятия программированием в среде Scratch затрагивают все стили мышления, позволяют мне развивать гармоническую личность в каждом ребенке. При этом дети думают, что они просто играют, рисуют, поют и иногда решают задачки. Те, кто знаком с языком визуального программирования Scratch, уверена, согласятся со мной. Тому, кто отнесется к моим словам с недоверием, я могу сказать: попробуйте, это увлекает даже взрослых. Но я хочу рассмотреть только один аспект применения Scratch – как инструмента интеллектуального развития.

В конце ХХ века в США была разработана технология развития критического мышления (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Куртис Мередит). В ней объединены идеи и методы коллективных и групповых способов обучения. По мнению авторов разработки, существуют определенные условия и подходы, развивающие критическое мышление:

  • учащиеся должны располагать временем и возможностью практиковаться в критическом мышлении;

  • учеников следует поощрять в ходе учебного процесса;

  • должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;

  • в классе необходимо создать атмосферу, в которой нет места иронии и насмешкам над чьим-либо мнением;

  • учитель должен верить в способности каждого ученика.

Все эти условия реализуются на занятиях «Творческая деятельность в среде программирования Scratch».

Американский психолог Диана Халпер считает: для того чтобы человек мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе определенные качества.

1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

Курс программирования в среде Scratch предусматривает проектную деятельность младших школьников. Создание каждого проекта начинается с разработки сценария. Таким образом, практически весь курс программирования – умение планировать. Для успешной реализации проекта ребята должны четко определить – кто, когда, где и как будет себя проявлять в проекте. Для этого ученики составляют таблицу, в которой описывают поведение спрайтов.

2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

Проектная деятельность в Scratch предусматривает как индивидуальную работу, так и работу в группах, которая по определению предполагает нахождение компромиссов. Реализация проекта группой учащихся требует от меня продумывания многих нюансов. Конечно, хорошо, если ребята сами распределят роли – кто рисует, кто программирует, кто отвечает за музыкальное сопровождение, но по опыту могу сказать – это не всегда получается. С первых занятий я присматриваюсь к ученикам и пробую собирать разные группы. Младшие школьники, как и взрослые, имеют свои симпатии и антипатии, но, в отличие от старшеклассников, они не могут поставить интересы работы выше личностных отношений. Есть еще одна проблема при работе в группе: лидер забирает на себя всю инициативу с самого начала, а остальные только выполняют его указания. А мне нужно обсуждение, если хотите – «мозговой штурм». Чтобы группы были приблизительно равнозначны по своим возможностям, нельзя собрать в одну «художников», а в другую – «программистов», как это часто бывает, если ребята сами делятся на группы. Моя задача – определить «слабое звено» в группе и постараться сделать так, чтобы отчет о продвижении проекта озвучивал именно этот ученик.

3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом, а ребенок вообще может отказаться от ее решения – «заскучать». Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

Необходимо следить, чтобы проекты учащихся были доведены до логического конца. Задания и темы проектов тщательно продумываются, чтобы их реализация не требовала больших временных затрат. Если ученик или группа не смогли закончить проект, я стараюсь найти дополнительное время для его окончания. Любая работа должна быть доведена до конца (я не пытаюсь зарегистрировать в сообществе всех учащихся, завожу аккаунты только через год или полгода, если ребенок выражает желание работать дома).

4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

Безотметочная работа на внеклассных занятиях позволяет ученикам не бояться выносить свои проекты на суд одноклассников и учителя. Причем важно, что ребенок может сначала и не согласиться с замечаниями, внести исправления в работу не сразу после обсуждения, защиты проекта, не под давлением авторитета учителя, а после обдумывания, наедине с собой.

Критическое мышление начинается с вопросов, которые ребенок задает себе, и проблем, которые ему надо решить, а не с ответов на вопросы учителя.

В литературе описано много приемов технологии развития критического мышления. Но в силу возрастных особенностей младших школьников применять удается не все, многие из приемов приходится «переделывать» относительно данной категории учащихся. Приведу примеры, как я использую на занятиях некоторые из них.

Примеры

На стадии введения или стадии закрепления теоретического материала я часто применяю прием «Верные и неверные утверждения».

Этот прием может быть началом урока. Я предлагаю ряд утверждений по теме, которую будем рассматривать. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

Примеры вопросов:

  • для движения вправо используют команду изменить х;

  • в проектах можно использовать только готовые спрайты;

  • проекты нельзя озвучить;

  • команда идти 5 шагов передвигает спрайт на 5 шагов влево.

При составлении списка можно предусмотреть вопросы-провокации, ответы на которые могут быть неоднозначными. Так, при формулировке «Для движения вправо используют команду изменить х на 8» ответ – «да», а если вопрос будет «Для движения вправо используют команду изменить х», ответ не очевиден. Такой прием позволяет мне приучать ребят сомневаться в ответе, который первым приходит на ум.

Вопросы можно составлять не только о командах языка, но и по теме проекта. Это могут быть вопросы о сказочных героях, о пословицах и поговорках, о явлениях окружающего мира.

На стадии рефлексии, при защите проекта возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Одним из вариантов данного приема можно считать и задание на сопоставление, когда ученики сопоставляют скрипты и их назначение.

Необходимо расставить скрипты соответственно действиям, которые они реализуют.

1.png

      1

Спрайт двигается вверх

      2

Спрайт медленно исчезает

      3

Спрайт подпрыгивает

      4

Спрайт двигается вниз

 

Второй прием, который я люблю применять, – «Лови ошибку».

Я заранее готовлю скрипты, содержащие ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Дети анализируют предложенный текст скриптов, пытаются найти ошибки, аргументируют свои выводы.

Задание. Эбби написала Дэну инструкцию, как нарисовать квадрат, но слишком торопилась и допустила ошибки. Помогите Дэну справиться с заданием и нарисовать квадрат.

2.png

И конечно, «Мозговой штурм». Я использую его для выяснения того, что дети знают по теме, для набрасывания идей, реализации проектов, активизации имеющихся знаний.

Если на занятии я поставила основной целью научить ребят слушать и слышать друг друга, то объявляю тему проекта, и мы начинаем обсуждать – каких героев можно ввести в проект, как герои будут себя вести и, наконец, способы реализации.

Чтобы выяснить, насколько глубоко ребята поняли тему, можно предложить простую задачу и рассмотреть несколько способов ее решения. В процессе обсуждения мои ученики вспоминают методы и способы, изученные ранее и, возможно, не применяемые на предыдущих занятиях, а это очень важно для младших школьников. Помнится только то, что используется.

Пример. Имеется заготовка с фоном ЛЕС, в качестве спрайтов выложены МЕДВЕДЬ и ГОРШОК С МЕДОМ. Медведь очень любит мед, проведите медведя к меду.

В результате у нас получилось вот сколько вариантов:

3.png

Данную работу можно рассматривать как прием «Корзина идей».

Известному популяризатору науки Роджеру Левину принадлежит фраза: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

Использование приемов технологии развития критического мышления дает возможность каждому ученику больше размышлять, рассуждать, мыслить и за пределами моих занятий, и это именно то, к чему я стремлюсь в своей работе.

наверх