• En
  • Рус

Вести детей ближе к мечте

Вести детей ближе к мечте



ПЕРЕДНЯ НИНА АНАТОЛЬЕВНА 

учитель информатики ГУО "Озерецкая детский сад – средняя школа Глубокского района" Витебской области

Что лучше: УЧИТЬСЯ или ИГРАТЬ? Представьте себя ребенком десяти лет и попробуйте ответить на этот вопрос. Я думаю, выбор очевиден – ИГРАТЬ!

Scratch я занимаюсь два года. Через месяц после того, когда я начала обучать детей Scratch, они, встречая меня в школе, спрашивали: а мы будем сегодня играть в Scratch? Дети сами уловили главную суть – мы обучаемся, играя! И если уроки информатики я начинаю словами: «Все готовы? Давайте работать!», то на занятиях по Scratch я говорю: "НАЧИНАЕМ ИГРАТЬ!"

Предыстория

Со средой программирования Scratch я познакомилась на методическом объединении учителей информатики в 2016 году. Эта программа просто не могла не увлечь! Scratch сразу показался мне прекрасным инструментом развития логического и алгоритмического мышления детей в игровой, увлекательной форме. Это именно то, что необходимо было для работы с младшими школьниками. В современной системе образования данное звено учащихся, на мой взгляд, упущено и не охвачено в плане преподавания им азов информатики. А ведь дети в возрасте 7–10 лет очень любознательны, открыты всему новому. Они как губка – легко впитывают новые знания и тут же с удовольствием применяют их на практике. Не хватало только подходящей среды, подходящего пространства с нужными, простыми и понятными инструментами, которыми могут легко овладеть и пользоваться младшие школьники.

В это время как раз запускался проект «Программирование – вторая грамотность», в рамках которого можно было начать преподавание Scratch в школе для младших школьников и школьников среднего звена. Но как это осуществить, если в учебном плане не предусмотрены часы на изложение такого курса? Администрация школы, к счастью, изыскала возможность и выделила мне 1 час ОВР (внеклассная работа) в неделю для Scratch. На этот курс записалось 4 ученика 4-го класса. Мало? Да, конечно. Но это первопроходцы, ребята, которые вместе со мной первыми освоили в нашей школе Scratch. Сейчас, через два года, я понимаю, что учитель, который сам ничего не знает и не умеет, а просто интуитивно чувствует, что этим стоит заниматься, и не мог увлечь большое количество детей… Но, так или иначе, лед тронулся. Так все начиналось.

Первый опыт

Появилась новая проблема – как преподавать? Надо ведь сначала научиться самому, овладеть этой, казалось бы, простой, детской средой программирования. И как лучше обучать детей, какую методику использовать? Проблема вовсе не детская. Здесь на помощь пришли заочные интернет-курсы по Scratch-программированию для преподавателей. Учеба на них, надо признать, давалась нелегко, поскольку шла без отрыва от основной работы, в свободное время, которого у школьного учителя в начале года совсем не много. Во время обучения возникали различные вопросы и спасала только обратная связь с нашими кураторами, создателями курса для обучения учителей. Они оперативно откликались на каждый вопрос, терпеливо объясняли и помогали в освоении курса. Так, в обучении, в освоении азов и основ прошел первый, пробный, год в нашей школе. Этот год совсем ничем не примечателен. Никаких побед, участий, конкурсов. Мы участвовали только в одном конкурсе Scratch-Junior, создали историю по программе предмета «Беларускае чытанне» «Воўк і навука». Вот ссылка на этот наш проект.

Это был первый опыт, «проба пера». Не очень удачный, но все же опыт.

Завершился учебный год большим открытым занятием для всех учеников начальных классов, где демонстрировались проекты, созданные учащимися в среде Scratch (сказки, истории), рассказывалось об этой среде программирования и о том, каким интересным и увлекательным занятием может быть создание проектов в ней. По сути, это был «рекламный ход» для привлечения учащихся к занятиям Scratch в следующем учебном году. Мои первопроходцы как будто бы говорили: «Эй, посмотрите, что мы умеем! Здесь интересно, давайте к нам!» И это действительно дало свои плоды.

Новый виток

Второй год обучения Scratch в нашей школе кардинально отличался от первого. На занятия записалось уже 36 человек. Для сельской школы при общей численности учащихся 114 это хорошая цифра. Занятия посещали все ребята из 3–5-х классов (по 12 человек в классе). А с нового года в нашу дружную компанию скретчеров влились ученики 2-го класса – это еще 11 человек. Администрация выделяет для занятий по 3 часа внеклассной работы и 2 часа кружковой работы.

И тут появилась новая проблема: где и на чем заниматься? Желающих много, а техники не хватает, она старая и подводит в самый ответственный момент. Тогда в компьютерном классе было только пять компьютеров. В итоге приняли решение обратиться за помощью в Парк высоких технологий. Ребята написали письмо Деду Морозу, нарисовали рисунки, написали свои Scratch-истории о знакомстве со Scratch и о работе в этой программе.

Под Новый год чудеса иногда случаются, особенно если их ждут маленькие талантливые ребятишки. И это чудо случилось с нами. Под самый Новый год от Деда Мороза из Парка высоких технологий пришел подарок. И не простой, а самый шикарный и неожиданный: 7 ноутбуков, 2 компьютера и 2 планшета. Сказать, что ребята были рады и удивлены – это ничего не сказать. Мы надеялись, что нам подарят один или два ноутбука, а получили целый новогодний мешок с подарками! Ну как тут не поверить в Деда Мороза! Фотографии наших довольных и благодарных ребят и письмо от них украшали новогодние новости на сайте Парка высоких технологий в прошлом году.

Подарок от ПВТ, декабрь 2017 года.jpg

Теперь в нашем обновленном кабинете информатики, пополненном новой техникой, занятия проходили совсем по-другому. Если раньше за одним компьютером сидело по 2–3 человека на занятиях, то сейчас у каждого ребенка был свой компьютер или ноутбук. В кабинете стало 12 полноценных рабочих мест. Ребята с удовольствием осваивали программу и создавали новые проекты. Теперь мы легко принимали участие в конкурсах и олимпиадах по Scratch. В их числе были:

- Витебский областной конкурс «Юный скретчер» (3 диплома II и 2 диплома III степени);

- Scratch Master;

- районная олимпиада по Scratch (2 диплома II степени), проводилась в Глубокском районе впервые;

- Витебская дистанционная олимпиада по Scratch-программированию (2 диплома II и 2 диплома III степени).

Ссылки на проекты, которые участвовали в конкурсах:

https://scratch.mit.edu/projects/217595082/

https://scratch.mit.edu/projects/217546430/

https://scratch.mit.edu/projects/216836661/

https://scratch.mit.edu/projects/217464983/

https://scratch.mit.edu/projects/207951677/

https://scratch.mit.edu/projects/208846452/

https://scratch.mit.edu/projects/208662834/

https://scratch.mit.edu/projects/204925248/

https://scratch.mit.edu/projects/208427696/

https://scratch.mit.edu/projects/208415309/

https://scratch.mit.edu/projects/206309862/

https://scratch.mit.edu/projects/206291315/

https://scratch.mit.edu/projects/206195077/

https://scratch.mit.edu/projects/196469873/

Мне, учителю, порой даже трудно было угнаться за ребятами, так быстро они осваивали программу. Хотя программа была не простой, и зачастую возникали вопросы и сложности. Помогал сайт белорусского сообщества Scratch.by, где можно было пообщаться, задать вопросы, попросить помощи, а также захватить в свою копилку методический материал щедрых и более опытных коллег. И безусловно, без методической помощи учителям от создателей сайта можно было бы просто погибнуть. Раздел «Учителям – База знаний» самый нужный и полезный.

По ступеням профессионализма

Свой профессиональный уровень надо было повышать. И очень кстати оказался двухдневный тренинг от Парка высоких технологий, проводимый в Новополоцке в компьютерном центре «Ритм». Казалось бы, всего два дня. Но программа была насыщенной, емкой, интересной и объемной, так что дала мощный заряд энергии и позитива. После ее прохождения появились новые силы творить и уверенность в том, что все получится. Книги, подаренные Парком высоких технологий учителям, помогали в освоении программы и детям, и педагогам.

Знаний не бывает много, опыт не приходит легко. Поэтому я решила дополнительно пройти бесплатный онлайн-курс «Программирование на Scratch: базовый уровень» от Парка высоких технологий.

Я считаю, что мне повезло. Повезло в том, что в наше время так много возможностей для обучения и самообразования. Замечательно, что Парк высоких технологий предоставляет учителям различные курсы для образования.

С учениками.jpg

2018/2019 учебный год проходит для нашей школы уже в более спокойном режиме. Факультативные занятия по Scratch посещают сейчас учащиеся 2–6-х классов (45 человек). Каждый ученик работает за отдельным компьютером. В этом году в нашей школе появился еще один преподаватель по Scratch – учитель начальных классов, который прошел заочные курсы от ПВТ и со своими второклашками осваивает новую программу «Творческая деятельность в среде программирования Scratch».

Трудности, безусловно, есть и будут, но теперь мы уверены, что обязательно их преодолеем. И еще есть уверенность в том (а это очень важно), что всегда можем рассчитывать на поддержку и помощь.

Описание системы моей работы как педагога

Преподавание по курсам «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» и «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» проводятся в рамках часов ОВР для учеников 2–6-х классов, согласно учебной программе факультативных занятий, с использованием календарно-тематического планирования, разработанного для этого курса.

Цель занятий – развитие логического и алгоритмического мышления, творческих способностей, формирование базовых компетенций в области программирования на языке Scratch.

Занятия направлены на решение следующих основных задач:

  • развитие у учащихся логики, алгоритмического, образного и аналитического мышления, творческих способностей;

  • формирование знаний и умений по созданию анимации, компьютерных игр в среде визуального программирования Scratch;

  • формирование навыков сетевой коммуникации;

  • формирование навыков алгоритмизации и программирования на языке Scratch;

  • формирование навыков работы в команде;

  • формирование навыков систематизации информации, самообучения и самоконтроля;

  • отработка умений и навыков презентации проектов.

Занятия строятся «под ученика»: минимум теории и максимум практики. Хотя всегда хочется рассказать детям и что-то интересное, для общего развития. С этой целью в начале каждого занятия мы организуем непродолжительные, но содержательные информационные минутки «IT-news», где рассказываем о чем-то интересном. В каждом классе есть свой репортер – это самый активный ученик, который любит рассказывать, хочет быть в центре внимания и умеет всех удивить. Это важно, потому что содержание и темы «IT-news» обязательно держатся в секрете. Тему учитель и репортер должны выбрать накануне урока в тайне от всех. Так была решена проблема нелюбви детей к теории на занятиях. С начала учебного года были проведены такие информационные минутки как:

- «Scratch 3.0. Что новенького?»;

- «Митчел Резник»;

- «Авторское право»;

- «Знакомство с сайтом Scratch.by» и другие.

Полюбилась детям и разминка под названием «Алфавит». Я или мой помощник показывают любую букву алфавита, а ученики вспоминают термины на эту букву, связанные со Scratch и информатикой. Дети также любят называть понятия «по цепочке», когда следующее понятие начинается с последней буквы предыдущего. Например, СПРАЙТ – ТЕРА – АЛГОРИТМ – МОНИТОР и т.д.

Это помогает настроить детей на занятие. За каждый правильный ответ ребенок получает смайлик. Любая игра хороша тем, что в ней присутствует азарт, соревновательный момент. Можно не только чему-то научиться, но и выиграть, стать победителем.

В ходе занятий всегда есть ребята, которые идут вперед, и те, которые отстают. Взаимопомощь и взаимоподдержка поощряются. В каждом классе у меня есть помощник – это самый опытный скретчер, как правило, это такие ребята, которые увлекаются Scratch и занимаются им не только на занятиях кружка, но и дома. Они помогают отстающим быстрее справиться с заданиями. Ведь кружок посещают и такие ребята, у которых дома нет компьютеров, но им очень хочется заниматься, писать свои программы и не отставать от других.

Полюбились ученикам и такие формы работы как:

Микромиры – это составление кода из подготовленных блоков для достижения определенной цели. С микромирами в Scratch я познакомилась на тренинге от ПВТ, и они стали для меня настоящим открытием, а позднее полюбились и моим ученикам. На занятиях мы делимся на две группы и начинаем соревнование. Участники каждой группы готовят для соперников заготовки. Цель – разгадать задуманный код и составить правильный скрипт для спрайта.

Испорченный код. Такой вариант занятий проводится также в группах или в парах. Ребята составляют скрипты в рамках какой-то темы, а потом намеренно их портят. Соперник должен найти ошибку в скрипте.

Трансформатор – это форма работы на закрепление и понимание пройденного материала. Например, при изучении блоков группы Внешность после построения скрипта с использованием блоков изменить цвет, установить цвет, изменить размер, установить размер я называю любой цвет (например, синий), и ребята должны изменить скрипт так, чтобы какой-либо спрайт стал синего цвета. То же самое делается с изменением размера спрайтов, количества клонов и др. Таким образом трансформируется уже созданный, готовый код и закрепляются полученные знания. Ребята могут сами задавать друг другу такие задачки на трансформацию.

Я не буду подробно описывать все формы работы, но скажу, что мы не только составляем код для спрайта, заставляем его двигаться, говорить, жить на сцене. Мы еще умеем ломать эти коды, портить их, а потом чинить (это наше любимое занятие – «испорченный код»). Так мы соревнуемся. Мы очень любим тестировать игры. Тестируя чужую игру, мы разбираемся с ее кодом, меняем его, а потом создаем свою. Устраиваем гейм-соревнования.

К Новому году мы обязательно проводим конкурс рисунков «Мой Scratch».

В феврале в школе проходит неделя физики, информатики и астрономии, в рамках которой также проводятся мероприятия по Scratch.

Хорошей традицией стало проведение в конце года итоговых открытых занятий по Scratch и награждение лучших скретчеров школы. Каждый класс приглашает к себе на открытое занятие гостей – учеников других классов и демонстрирует свою копилку: созданные за учебный год проекты, сказки, истории, игры. А награждение лучших скретчеров школы по итогам учебного года проходит на линейке в торжественной обстановке.

Отдельно хотелось бы сказать, что в Глубокском районе прекрасно поставлена система работы с педагогами, преподающими Scratch. Во-первых, создана творческая группа под руководством Л.М. Тарасенко, в которую я вхожу. Каждый квартал проходит заседание этой группы, на котором обсуждаются вопросы, связанные с трудностями преподавания факультатива по Scratch, и пути их решения, а также планируется работа по подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам по Scratch.

Кроме того, замечательно, что мы не «варимся в собственном соку», а постоянно путешествуем с целью получения практического и теоретического опыта в вопросах программирования на Scratch, а также приглашаем к себе гостей-скретчеров из других школ области. Так, в рамках запланированной работы по обмену опытом творческая группа в составе методического объединения учителей информатики под руководством Л.А. Романчук посетила:

- выездное методическое объединение на базе средней школы № 2 г. Докшицы в 2016 году;

- гимназию № 1 г. Новополоцка;

- дигитальный центр IT-академии «Нота»;

- совместное методическое объединение учителей информатики Миорского и Глубокского районов на базе Глубокской районной гимназии (мы принимали у себя гостей);

- районные мастер-классы по Scratch (проходят каждый квартал на базе школ города).

Я принимала участие во всех этих мероприятиях, и это очень помогло в освоении Scratch, а также дало новые идеи для новых проектов.

Вот такой жизнью живет наше маленькое скретч-сообщество Озерецкой школы.

У детей из глубинки меньше возможностей. В деревне не в каждой семье могут позволить себе компьютер или занятия в кружках по робототехнике и программированию. Но мы стараемся, чтобы дети в сельских школах имели возможности не хуже, чем в городских.

Таланты рождаются не только в столице. И в деревне есть одаренные ребятишки, талант которых нужно заметить и дать толчок к его развитию.

Мне хочется, чтобы у каждого ребенка был шанс на успех.

Не все станут программистами, но благодаря занятиям Scratch для детей младшего возраста у нас есть шанс получить личности с развитым логическим мышлением и более подготовленные к жизни в современном информационном обществе.

 

наверх