Игра, направленная на победу!
СЕРГЕЙ АЛФИМЦЕВ
учитель информатики ГУО "Гимназия г.п.Брагина"
Игра… Разные источники дают определение игры по-разному. В одних это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В других – это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Но какого бы определения мы с вами ни придерживались, это никоим образом не изменит важности игры в развитии ребенка. Ведь с самого рождения, играя, ребенок развивается как личность, он отрабатывает те роли, которые ему предстоит играть во взрослой жизни, познает способ взаимодействия с окружающим миром. Играя, дети приобретают новые навыки, умения. Ведущая роль игры в развитии ребенка обусловлена особенностями детской психики. Наблюдая за тем, как дети играют и, что намного важнее, в какие игры, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.
В современном информационном обществе стало довольно сложно оградить детей от игр, которые могут негативно повлиять на их и без того ранимую детскую психику. Именно поэтому в своей деятельности два года назад мной было принято решение научить детей создавать собственные игры. Когда я узнал о возможностях языка программирования Scratch, уже не было никаких сомнений в том, чтобы названием объединения по интересам стало «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch».
Конечно, в глубине души мне всегда хотелось, и тем более хочется сейчас, чтобы у детей развивалось объектно-ориентированное мышление и они могли бы легко переходить на другие языки программирования. На мой взгляд, именно эту задачу и решает Scratch: формирует у детей объектно-ориентированное мышление. Убедившись на собственном опыте, твердо могу сказать, что осуществить переход от функционального программирования к объектно-ориентированному достаточно сложно. Гораздо легче сразу формировать образ мышления объектами, их свойствами и действиями над ними.
Именно поэтому уже на первых занятиях по Scratch я рассказываю детям об объектно-ориентированном программировании и технических заданиях, которые получают программисты, работая над проектом. А также именно по такому принципу стараюсь строить работу в объединении. Уже на первых занятиях дети получают карточки, которые я называю именно термином «техническое задание». Хотя, конечно, на первых этапах это скорее просто условие задачи, а не техническое задание. Но так ребята привыкают работать по заранее определенному плану и стремятся выполнить требования «заказчика».
И уже на первом занятии ребята делают свою первую игру.
Вот пример такого технического задания к игре «Поймай рыбку»:
Наше объединение по интересам еще очень молодо, работаем мы только второй год. В работе используем простое правило, которое может помочь в решении любой трудной задачи в жизни: столкнувшись с проблемой, мы стремимся разделить ее на более простые составляющие. Такими составляющими на пути к победам в нашем объединении стали следующие подзадачи:
1. Поиск идеи того или иного проекта. На первых занятиях в объединении по интересам всегда спрашиваю ребят о том, что, на их взгляд, является самым сложным в создании своей собственной игры. Многие говорят, что это знание языков программирования, наличие компьютера или еще чего-то. Но всегда находятся те, кто, отвечая на этот вопрос, говорит, что в первую очередь важна идея. Именно к таким ребятам стоит присмотреться;
2. Следующим этапом на пути к победе является проектная деятельность. И добиваются успеха в этом, как показывает практика, как раз те ребята, которые ставили во главу угла идею проекта. Так в деятельности нашего объединения успешными проектами стали:
проект «Патриот на миллион», который на республиканском этапе конкурса «Патриот.by» в 2017 году занял второе место. Его идея заключалась в популяризации знаний о своей малой родине: Брагине и Брагинском районе, его географическом положении, знаменитых людях, которые родились и жили на его территории, других исторических событиях, происходивших на территории Брагинского района.
·
проект «Поваренок Яська», который прошел в финальный этап конкурса «Программирование в среде Scratch 2018». Идея данного проекта заключалась в том, что герою-поваренку необходимо донести своим дедушке и бабушке блюдо национальной кухни через лабиринт с антигероями и различного рода препятствиями. Также герою нужно собрать по дороге ингредиенты к текущему блюду. В награду за успех он получает рецепт приготовления блюда. Необходимо отметить, что перед началом программирования данного проекта была проделана целая исследовательская работа по поиску рецептов блюд национальной кухни на территории Брагинского района и по выявлению региональных особенностей в их приготовлении.
проект «Освобождение.by» благодаря которому ребята нашего объединения стали призерами первой степени областного конкурса «Junior Scratch Developer» в 2019 году. Идеей данного проекта является необходимость прохождения уровней сложности четырех разных видов. Проходя каждый уровень, герой получает историческую информацию об освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В начале каждого следующего уровня у героя спрашивается та информация, которую он узнал на предыдущем.
Таким образом, игра представляет тренажер по истории Великой Отечественной войны. В конце игры герой даже получает ордена и медали времен Великой Отечественной войны, а также отметку по десятибалльной шкале, которая определяется пропорционально количеству пройденных уровней. Уровней в игре шестнадцать.
3. Разрабатывая последний проект, ребята работали в команде. И именно это позволило им пройти в финал главного конкурса республики «Программирование в среде Scratch 2019», а мне – подготовить сразу двоих финалистов данного конкурса.
Еще одним немаловажным фактором, позволившим подготовить двоих финалистов, стала работа с детьми на уровне «взрослый – взрослый». Благодаря этому достигается высокая степень доверия ребенка к взрослому и наоборот. А также повышается ответственность ребят за свою часть проекта, которая возложена на них, так как, если участник команды не выполнит свою часть, то он подведет не только учителя, но и напарника по команде.
В заключение хочу привести пример технического задания к игровому меню проекта «Освобождение.by»:
№ п/п |
Объект |
Свойства |
Событие |
Действия |
||
Размер |
Стиль вращения |
Начальное положение
|
||||
1 |
Название ОСВОБОЖДЕНИЕ
|
150% |
Не вращать |
Х: 0 Y: 130 |
Щелчок по флажку |
Плавное проявление |
2 |
Кнопка «Игра» |
100% |
Не вращать |
X: -190 Y: 162 |
Щелчок ЛКМ |
Изменение размера на -5% и обратно; Передать сообщение «Open Menu» |
3 |
Кнопка «Новая» |
100% |
Не вращать |
X: -190 Y: 133 |
Щелчок ЛКМ |
Изменение размера на -5% и обратно; Передать сообщение «New Game»
|
4 |
Кнопка «Продолжить» |
100% |
Не вращать |
X: -190 Y: 44 |
Щелчок ЛКМ |
Изменение размера на -5% и обратно; Возврат в игру
|
5 |
Кнопка «Достижения» |
100% |
Не вращать |
X: -190 Y: 103 |
Щелчок ЛКМ |
Изменение размера на -5% и обратно; Открыть «Достижения»
|
6 |
Кнопка «Закончить» |
100% |
Не вращать |
X: -190 Y: 162 |
Щелчок ЛКМ |
Изменение размера на -5% и обратно; Передать сообщение «EndGame»
|
Источники:
1. Выготский Л.С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка, ВП, 1966, № 6; Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии. Под ред. К.Э. Фабри, М., 1975.
2. Интернет-ресурс: https://pups.su/igry/rol-igry-v-razvitii-rebenka.html.